Отдел по образованию Ушачского райисполкома
Государственное учреждение образования «Ореховская средняя школа имени Н.Л.Костюченко
Ушачского района»
Проект
«Внедрение модели формирования экологической культуры участников открытого школьного сообщества
«ЭКО-ШАНС»
через образовательную деятельность учреждения образования»
Сроки реализации: 2024 – 2026
I. Введение
Актуальность проекта
Экологическое воспитание во все времена остается одним из приоритетных. Суть экологического воспитания – это не только бережное отношение к природе и её ресурсам, но и развитие компетенций, позволяющих человеку рационально использовать природные богатства, при этом сохраняя и приумножая их. Человек и Природа – неразрывное целое. Именно это должно быть в основе экологического воспитания, в основе мировоззрения подрастающего поколения и всего человечества в целом. Мы живем в современном мире, где наряду с другими глобальными проблемами существует экологическая проблема. Вопросы экологии нашли отражение в семнадцати целях устойчивого развития, которые реализуются в Республике Беларусь. Таким образом, присоединение к реализации целей устойчивого развития является важным моментом в воспитании подрастающего поколения. Работа по экологическому воспитанию идёт на практическом уровне, во взаимодействии с сетевым сообществом, строится на имеющемся опыте работы в данном направлении.
Перед современной школой ставится не просто задача механической трансляции накопленного социально-экономического опыта посредством передачи готовых знаний и привития умений и навыков экономии и бережливости, а формирование школьника как субъекта деятельности; воспитание у него таких качеств, как инициативность, активность, самостоятельность и других. Этим требованиям отвечает оформляющаяся парадигма, гуманистически-ориентированная концепция образования, которая рассматривает школьника как развивающуюся целостность, формируя культурного человека, способного к познанию законов природы и социума и активному взаимодействию с ними. Неоспорим тот факт, что сегодня нашей стране необходима социально зрелая личность, усвоившая общечеловеческие гуманистические ценности, культурные и духовные традиции белорусского народа, идеологию белорусского государства и подготовленная к выполнению гражданского долга. Формирование гражданина Республики Беларусь предполагает и формирование рачительного хозяина. А это значит, что перед учреждением образования стоит задача воспитания у молодого поколения гражданской позиции и навыков рационального использования ресурсов и энергии, экологически устойчивого и безопасного стиля жизни.
Вместе с тем, деятельность современной школы ещё недостаточно мотивирует формирование природо- и энергосберегающего поведения подрастающего поколения. Эпизодические акции, зачастую формальный подход, превалирование пропагандистской работы над проектно-исследовательской, малочисленные группы детей, интересующихся экологическими вопросами, преобладание лекционных занятий и бесед педагогов над конкретной практической деятельностью, эффективным критерием которой могли бы стать исследовательские работы, препятствуют достижению социального заказа государства – воспитание экологической культуры каждой личности и населения в целом.
Цель проекта— Создание целостной экологической системы подготовки педагогов и обучающихся через формирование экологически грамотной личности, владеющей практическими навыками и компетенциями в экологическом и природоохранном направлении.
Задачи проекта
- развитие системы воспитательной работы, обеспечивающей стабильный рост экологической культуры участников образовательного процесса, членов открытого школьного сообщества;
- продуктивное сотрудничество и взаимодействие с учреждениями и организациями, заинтересованными в продвижении экологического воспитания;
- реализация мероприятий проекта «Зелёные школы» с целью получения Диплома школы – участника проекта «Зелёные школы».
Участники проекта
Воспитанники дошкольной группы, учащиеся 1-11 классов, педагоги ГУО «Ореховская средняя школа имени Н.Л.Костюченко Ушачского района», законные представители обучающихся, представители заинтересованных служб и организаций
Руководитель проекта – Милая Е.А., заместитель директора по основной деятельности
Методы и формы реализации:
Методы:
Поисковый;
Исследовательский;
Аналитический;
Количественный приём статистического метода;
Анкетирование.
Формы:
- разработка экологических маршрутов
- наблюдения
- общественно полезная работа;
- экскурсии, экспедиции;
- экологические акции;
- круглые столы, практикумы;
- «мастер – классы»;
- анкетирование, опросы;
- разработка дидактических пособий;
- эксперименты и опыты;
- экологические праздники;
- создание презентаций;
- съёмка видеороликов;
- выпуск экологических газет, листовок, буклетов, статей;
- школьные конкурсы фотографий, плакатов и рисунков.
Тип проекта по времени реализации
2024 -2026
II. Анализ информационных источников и имеющегося опыта и потенциала учреждения образования
Вопросы экологии нашли отражение в 17 целях устойчивого развития, которые реализуются в Республике Беларусь. Достижение этих целей – эффективный путь реализации основных положений Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года в области образования - развитие у обучающихся способностей, дающих возможность самостоятельно усваивать знания, творчески их перерабатывать, создавать новое, внедрять его в практику и нести ответственность за свои действия.
Реализация Повестки 2030 предусматривает достижение 17 Целей устойчивого развития (ЦУР) и 169 задач в трёх взаимосвязанных областях развития общества – экономической, социальной и природоохранной. Однако, обеспечить достижение всего комплекса Целей устойчивого развития (ЦУР) в состоянии не любое образование, а образование непрерывное, базирующееся на ценностях и принципах устойчивого развития, длящееся в течение всей жизни и содействующее осознанной социально значимой деятельность людей, направленной на гармонизацию их отношений с окружающей средой – образование в интересах устойчивого развития (ОУР).
Таким образом, в комплексе требований к деятельности системы образования на первый план выходит задача содействия становлению способностей человека, которые будут действительно важны в условиях открытого и поливариантного мира. И сегодня работающие на этих всех уровнях учреждения образования, от дошкольного до послевузовского, становятся тем пространством, где формируется новое поколение экономически и экологически грамотных, конкурентоспособных людей, обладающих новыми жизненными установками, ключевыми компетенциями, способных самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия — людей, обладающих развитым творческим потенциалом.
Методы творческого обучения, личностно ориентированный подход, ключевые компетенции в школьном обучении, организация научных исследований учащихся в рамках деятельности школьного научного общества рассмотрены в работах Хуторского А.В.
Рассматриваются вопросы акмеологического подхода к формированию компетентности экологической безопасности и развитию экологической культуры учащихся в исследованиях Павлова А.А. Приводятся различные варианты понятий «компетенция» и «компетентность» в исследованиях Павлова А.А., И.А.Зимней, В.В.Лебедева, А.В.Хуторского, И.А.Агапова.
Формирование ключевых компетенций в образовательном процессе анализируются в работах О.В.Темняткиной, А.Г.Бермуса, С.Е.Шишова, А.В.Хуторского, И.А.Зимней.
Реализация инновационных проектов начинается с изучения информационных источников. По вопросам экологии существует достаточное количество литературы как методической, так и познавательной. В учреждении образования литература представлена в школьной библиотеке, кабинете биологии, ресурсном центре по экологии.
Кроме того, в открытом доступе достаточное количество информации экологической направленности в Интернете.
Однако издания, которые необходимо изучить или с которыми необходимо ознакомится должны быть тщательно отобраны.
Для работы над реализацией проекта для обучающихся подходят книги из серии «Я познаю мир», «Всё обо всём», «Красная книга Республики Беларусь», «Детский атлас животного и растительного мира».
Наше школа уже два десятилетия функционирует и развивается как учреждение образования с доминирующей экологической направленностью, важной частью которой является энергосбережение. С 2002 г. по 2006 год мы являлись областной экспериментальной площадкой по апробации и внедрению педагогических инноваций в учреждениях образования по теме «Школа развития экологической культуры личности».
С 2013 по 2016 год в учреждении образования реализовывался республиканский инновационный проект «Внедрение модели организации деятельности учреждения образования как Школы рационального энергоресурсопотребления». С 2018 по 2020 - «Внедрение модели организации образовательных практик в интересах устойчивого развития в целях формирования творческого потенциала обучающихся» через формирование ключевых компетенций участников открытого школьного сообщества. Таким образом, в учреждении образования накоплен опыт инновационной деятельности, что делает возможным реализацию проекта.
В нашем учреждении образования созданы условия для развития и самореализации участников открытого школьного сообщества. Педагоги и обучающиеся учреждения образования являются постоянными участниками конкурсов, научно-практических конференций различного уровня.
Ежегодно учащиеся школы принимают участие в районной научно-практической конференции исследовательских работ «В науку первые шаги».
На базе учреждения образования функционируют два ресурсных центра- по экологии и энергосбережению.
С целью активизации исследовательской деятельности обучающихся, придания ей практической и научной направленности организовано сотрудничество с ГЛХУ «Ушачский лесхоз».
Исследовательская деятельность создает положительную мотивацию для самообразования учащихся, учителей и родителей. Включение проектной и исследовательской деятельности в воспитательный процесс способствует повышению уровня компетентности учащихся в решении проблем экологии и энергосбережения.
В 2021-2023 гг. учащимися были написаны исследовательские работы: «Удивительные птицы на кормушке», «Красноухие черепахи: изучение содержания в живом уголке и в домашних условиях», «Под Чернобыльским пеплом», «Алёнка-экономка, энергосбережение в семье», «Колодезная вода, содержание ионов хлорида», “Нет просроченным лекарствам» и другие. Все работы были отмечены дипломами и благодарностями на научно-практических конференциях районного, областного и республиканского уровня.
III. Информационная карта проекта
Полное название: Внедрение модели формирования экологической культуры участников открытого школьного сообщества через образовательную деятельность учреждения образования («ЭКО-ШАНС»)
Цель проекта— определение и разработка управленческих механизмов, необходимых для успешного внедрения в деятельность учреждения образования целостной экологической системы подготовки педагогов и обучающихся через формирование экологически грамотной личности, владеющей практическими навыками и компетенциями в экологическом и природоохранном направлении, внедрение идей и методов экологической культуры в образовательный процесс, пропаганду идей природосбережения в социуме.
Задачи:
- разработать концептуальное представление о системе воспитания у молодого поколения гражданской позиции и навыков рационального использования ресурсов и энергии, экологически устойчивого и безопасного стиля жизни как условия внедрения модели «ЭКО-ШАНС» в деятельность учреждения общего среднего образования;
- разработать управленческие механизмы, необходимые для воспитания у учащихся, их родителей, жителей социума экологической культуры с целью заложения прочной основы нашего будущего общества, живущего по принципам и законам устойчивого развития процветающей Республики Беларусь;
- пополнить ресурсную базу Центра по экологии материалами педагогической и управленческой деятельности по пропаганде методов воспитания экологической культуры, необходимыми для внедрения модели школы экологии для всех поколений;
- обобщить результаты инновационной с целью внедрения в деятельность других учреждений образования.
Участники проекта:
Воспитанники дошкольной группы, учащиеся 1-11 классов, педагоги ГУО «Ореховская средняя школа имени Н.Л.Костюченко Ушачского района», законные представители обучающихся, представители заинтересованных служб и организаций
Координаторы проекта на различных ступенях образования
Разновозрастная
дошкольная группа
|
Милая Е.А. – заместитель директора по основной деятельности
Лукуша З.В. – воспитатель дошкольной группы
Шилак Л.В. – воспитатель дошкольной группы
|
I ступень
«Начальное образование»
|
Милая Е.А. – заместитель директора по основной деятельности
Учителя начальных классов
|
II ступень
«Базовое образование»
|
Лиленко Т.В. – учитель биологии, руководитель ресурсного центра по экологии
Классные руководители 5-9 классов
|
IIIступень
«Среднее образование»
|
Щекочихина Л.М. – учитель физики, руководитель ресурсного центра по энергосбережению,
Классные руководители 10-11 классов
|
Участники проекта
Сроки и этапы реализации проекта
Подготовительный этап
|
Планирование работы. Решение организационных вопросов
|
Март-май 2024
|
Проектно-реализационный этап.
|
Реализация проекта
|
Сентябрь 2024-декабрь 2025
|
Обобщающе-рефлексивный этап
|
Анализ работы. Обобщение опыта. Социологические опросы. Распространение опыта.
|
Январь-май 2026
|
Социальные партнёры: ГЛХУ «Ушачский лесхоз», УП ЖКХ Ушачского района, Ушачская райинспекция природных ресурсов и охраны окружающей среды
Основные формы и методы реализации проекта:
Поисковый;
Исследовательский;
Аналитический;
Количественный приём статистического метода;
Анкетирование.
Реализация проекта по уровням образования
Реализация целей и задач экологического образования и воспитания возможна при создании в учреждении образования целостной системы, включающей 4 этапа, которые соответствуют уровням образования: дошкольное, начальное, базовое и среднее.
Целостность системы обеспечивается единством учебных и воспитательных требований, преемственностью содержания экологического образования на каждом из уровней образования, а также единством методических подходов. Основное содержание экологического образования на каждом уровне строится с учётом возрастных особенностей учащихся.
Дошкольное образование
Именно на этапе дошкольного детства дети получают базовые знания и эмоциональные впечатления о природе, у них формируются основы экологического сознания и начальные элементы экологической культуры. Воспитателями дошкольной группы реализуются различные формы работы с детьми по формированию экологической культуры: беседы, наблюдения, экологические игры, знакомство с произведениями художественной литературы и пр.
Начальное образование
У младших школьников необходимо сформировать представления о красоте родной природы, дать им начальные сведения об экологии, взаимодействии человека и окружающей среды, ответственности каждого человека за сохранность нашей планеты.
Важную роль играет формирование понятий о своей малой Родине, семье, а также обучение младших школьников первичным навыкам охраны и защиты родной природы.
Основные формы, используемые в работе с учащимися – это наблюдения, беседы, экскурсии, обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций, ролевые игры, написание сочинений, викторины, этические эмоциональные беседы с опорой на художественные образы и практические наблюдения детей, посильное участие в природоохранных и исследовательских мероприятиях.
Базовое образование
На данном этапе у учащихся складываются базовые представления об окружающем мире и своём месте в нём, формируется осознанное отношение к природе, навыки эколого- социального поведения, реализуется участие в ситуациях и процессах, требующих применения полученных знаний и навыков.
Основные формы работы на этом этапе носят более практический характер: постановка экологических опытов, проведение мониторингов, участие в экологических акциях, природоохранных и исследовательских мероприятиях.
Среднее образование
На ступени среднего образования экологическое образование осуществляется в большей степени через научно-исследовательскую деятельность учащихся. Исследовательские работы носят более анализирующий характер, имеют практическую направленность.
Формы экологической работы должны соответствовать возрасту и знаниям ребят: организация и координация проведения мероприятий, праздников, акций.
Планируемые результаты реализации проекта
Реализация проекта «ЭКО-ШАНС» может иметь следующие результаты:
- создание и успешное функционирование информационно-образовательной системы по экологическому воспитанию учреждения образования;
- формирование привычных моделей природосберегающего поведения;
- увеличение количества учащихся, педагогов, родителей, представителей социума, принимающих участие в инициативах по экологии различного уровня;
- разработка методических материалов, рекомендаций по созданию информационно-образовательной системы экологического воспитания учреждения образования, распространению их среди других учреждений образования.
Индикаторы выполнения проекта
Критерии
|
Показатели качества
|
Деятельность учреждения образования по организации экологического образования
|
- разработан механизм интеграции вопросов экологии в содержание уроков различной направленности;
- созданы необходимые и достаточные условия для организации работы по формированию у субъектов образовательного пространства учреждения образования и социума экологических компетенций;
- разработаны технологические модели формирования у субъектов образовательного пространства школы и социума экологических компетенций;
- разработаны методические рекомендации по созданию информационно-образовательной системы по экологическому воспитанию учреждения образования;
- организованы мероприятия по экологическому воспитанию в учреждении образования;
- организованы мероприятия по информированию и популяризации бережливой модели поведения в природе и повышения эффективности использования природных ресурсов;
- созданы условия для организации проектно-исследовательской деятельности субъектов образования в поиске путей снижения потребления природных ресурсов;
- организована работа волонтерских отрядов со взрослым населением по вопросам экологии;
- в систему профориентации добавилось направление – «Экология – востребованность на современном рынке труда»;
|
Кооперация образовательных систем в информационно-образовательном пространстве
|
- увеличение количества оказываемых образовательных услуг по вопросу экологии для широких слоёв населения;
- расширение партнёрских связей с организациями, занимающимися вопросами экологии;
- взаимодействие с учреждениями высшего и средне специального образования по информированию учащихся учреждения образования о специальностях экологического характера (энергетический менеджмент и др.);
- преемственность и тесное сотрудничество с дошкольной группой по вопросу обучения малышей основам экологии;
- увеличение количества учащихся, занимающихся вопросами экологии в дополнительном образовании;
- освещение достижений учреждения образования в экологическом направлении для всех поколений в СМИ;
- создание банка данных учреждений образования с успешной практикой воспитания экологической культуры.
|
Деятельность ресурсного центра экологии
|
- создано информационно-методическое обеспечение образовательного процесса в области экологии;
- разработан механизм обучения школьников основам экологии на базе центра по экологии;
- достигнут высокий уровень посещаемости центра обучающимися и населением;
- разработан набор экологических компетенций и механизм проверки результативности обучения.
|
Личностное развитие обучающихся учреждения образования
|
- количество побед врайонных, городских и областных олимпиадах, конкурсах экологической направленности;
- участие в районных, городских, областных, республиканских и международных мероприятиях экологической направленности;
- повышение уровня развития творческих качеств личности;
- повышение уровня самостоятельности и ответственности в решении образовательных и других жизненно важных задач;
- выраженная потребность ребёнка в экономии природных ресурсов;
- увеличение количества учащихся, воспринимающих экологический императив как будущую профессиональную деятельность;
- соблюдение норм поведения в быту каждым обучающимся учреждения образования;
- увеличение количества детско-юношеских инициатив по пропаганде идей экологии среди общественности;
- повышение уровня владения понятийно-категориальным аппаратом экологии у обучающихся учреждения образования;
- увеличение количества учащихся с развитой способностью самостоятельно переносить (модифицировать и комбинировать) и комплексно применять общеучебные умения и предметные знания для проектирования и организации экологической деятельности в учебных социально-проблемных ситуациях;
- высокий уровень удовлетворённости обучающихся учреждения образования организацией инновационной деятельностью и результатами образовательного процесса.
|
Педагогический коллектив учреждения образования, поддерживающий экологический идеи
|
- удовлетворённость большинства педагогов учреждения образования инновационными процессами;
- расширение знаний в области экологии у педагогов учреждения образования;
- увеличение количества педагогических инициатив по созданию информационно-методической среды, воспитывающей экологическую культуру;
- публикации педагогов учреждения образования в методических журналах;
- увеличение количества интегрированных уроков по вопросу экологии;
- количество проведённых семинаров, консультаций.
|
IV. Реализация проекта
Планирование этапов реализации проекта
I. Подготовительный этап (март 2024 — май 2024 года)
- диагностика необходимости внедрения инновационных процессов экологической направленности;
- анализ анкет участников тестирования при внедрении инновационных процессов экологической направленности;
- диагностирование уровня экологической культуры личности обучающихся;
- раскрытие сути государственной политики в области экологии через деятельность методического совета, учебную и внеклассную деятельность всех участников образовательного пространства;
- разработка программы и плана реализации проекта «ЭКО-ШАНС» на 2024-2025 учебный год;
- формирование состава участников инновационного проекта;
- расширение проблемного поля инновационного проекта, информирование об особенностях образовательного процесса в контексте инновационной деятельности: работников дошкольной группы и их воспитанников; учащихся и их родителей (законных представителей); жителей микрорайона; работников учреждения образования;
- организация просветительской работы;
- изучение литературы по теме;
- знакомство с опытом работы учреждений и организаций по направлению экологического воспитания;
- привлечение к сотрудничеству организаций Ушачского района: УП ЖКХ, Ушачская районная инспекция природных ресурсов и охраны окружающей среды, Государственное лесохозяйственное учреждение «Ушачский лесхоз»;
- определение форм и методов работы по уровням образования;
- изучение методических рекомендаций реализации проекта «Зелёные школы» в дошкольной группе;
- организация психолого-педагогического сопровождения проекта.
II. Проектно-реализационный этап(сентябрь 2024 — декабрь 2025 года)
- реализация программы проекта, осуществление мониторинга первичных результатов инновационной деятельности;
- диагностирование уровня экологической культуры субъектов образовательного пространства учреждения образования и социума;
- дальнейшая разработка и издание учебно-методических комплексов образовательных материалов занятиям экологической направленности;
- проведение семинаров-тренингов по эффективности использования информационных ресурсов для реализации проекта по экологии на базе Центра по экологии для педагогов, родителей, жителей микрорайона;
- пополнение, совершенствование научно-методической и материально-технической базы Центра по экологии;
- проведение мероприятий, семинаров, конференций экологической направленности на базе Центра по экологии для всех слоев населения;
- интеграция вопросов экологии в содержание уроков различной направленности, воспитательных мероприятий, акций и др., формирование экологических компетенций учащихся через систему учебных занятий, систему дополнительного образования;
- организация работы волонтерского отряда с населением по вопросам экологии;
- участие в конкурсах проектов по экологии;
- внедрение проектной деятельности по формированию экологической модели поведения;
- создание электронных игр по экологии;
- проведение конкурса авторских разработок (уроки, факультативные и кружковые занятия, дидактические материалы, материалы для работы с родителями, исследовательские работы учащихся, публикации);
- самообразовательная деятельность участников проекта;
- выполнение заданий проекта «Зелёные школы»
- проведение родительских и ученических собраний с обсуждением вопросов внедрения модели «ЭКО-ШАНС».
III. Обобщающе-рефлексивный этап (январь 2026 – май 2026года)
- мониторинг эффективности экологического образования;
- создание банка данных опыта педагогов учреждения образования;
- анализ полученных результатов, соотнесение результатов с поставленными целями по формированию экологического поведения;
- подготовка аналитических материалов по результатам реализации инновационного проекта;
- разработка практических рекомендаций для педагогов, рекламной продукции для всех слоев населения по итогам инновационной деятельности;
- презентация опыта работы учреждения образования по реализации проекта на педагогическом совете, родительском собрании, в средствах массовой информации.
V. Основные мероприятия проекта (план реализации проекта по годам)
на 2023 – 2024 учебный год
№ п/п
|
Мероприятия
|
Сроки
|
Ответственный
|
Примечание
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
Научно-методическая работа
|
1. |
Издание приказа об инновационной деятельности
|
март, 2024
|
Директор Булавка Л.А.
|
|
2. |
Разработка методического материала по изучению условий реализации инновационной деятельности
|
март, 2024
|
Заместитель директора по ОД Милая Е.А.
|
|
3. |
Формирование состава участников инновационного проекта
|
март, 2024
|
Директор Булавка Л.А.
|
|
4. |
Разработка диагностического материала по теме инновации для участников образовательного пространства и социума
|
март, 2024
|
Педагог-психолог Шевченко А.А.
|
диагностика
|
5. |
Изучение готовности педагогов к инновационной деятельности
|
март, 2024
|
Заместитель директора по ОД Милая Е.А.
|
справка
|
6. |
Включение вопроса об организации инновационной деятельности в повестку педагогического совета
|
март, 2024
|
Директор Булавка Л.А.
|
принятие педсоветом решения о работе по реализации проекта
|
7. |
Подборка методической литературы по организации инновационной деятельности и по вопросу экологии
|
март, 2024
|
Библиотекарь Витко Е.С.
|
|
8. |
Изучение педагогическим коллективом нормативных документов по организации инновационной деятельности
|
март, 2024
|
Заместитель директора по ОД Милая Е.А.
|
Проведение семинара-практикума
|
9. |
Разработка плана мероприятий по реализации программы «ЭКО-ШАНС»
|
апрель, 2024
|
Участники инновационного проекта
|
|
10. |
Разработка программы обучения волонтеров для работы с населением по вопросу экологии
|
апрель, 2024
|
Учитель биологии Лиленко Т.В.
|
|
11. |
Освещение вопросов экологии «Школьном вестнике»
|
ежемесячно
|
Ответственные за выпуск
|
|
12. |
Создание странички на школьном веб-сайте и своевременное размещение информации о ходе реализации проекта
|
В течение учебного года
|
Кашко А.С.
|
|
Работа с педагогическим коллективом
|
1.
|
Анкетирование педагогического коллектива с целью изучения условий и мотивационно-потребностной сферы для внедрения проекта
|
март, 2024
|
Педагог-психолог Шевченко А.А.
|
анкетирование
|
2. |
Создание творческих групп педагогов для реализации проекта
|
март, 2024
|
Заместитель директора по ОД Милая Е.А.
|
|
3. |
Семинар-практикум по организации проектной деятельности
|
Март, сентябрь 2024
|
Заместитель директора по ОД Милая Е.А.
|
|
4. |
Включение вопроса реализации проекта в повестку педагогического совета
|
Март, 2024
|
Заместитель директора по ОД Милая Е.А.
|
|
5. |
Проведение индивидуальных и групповых консультаций с целью подготовки педагогов к реализации проекта
|
В течение учебного года
|
Директор Булавка Л.А.,
заместитель директора по ОД Милая Е.А.
|
|
Работа с учащимися
|
1.
|
Диагностика уровня экологической культуры и грамотности учащихся
|
март, 2024
|
Педагог-психолог Шевченко А.А.
|
|
2. |
Формирование и обучение волонтерских групп навыкам эффективных коммуникаций
|
В течение учебного года
|
Педагог социальный
Жукова О.В.
|
|
3. |
Проведение мероприятий экологической направленности (по плану идеологической и воспитательной работы школы)
|
В течение учебного года
|
Заместитель директора по ОД Мизярска Н.А.
|
|
4. |
Проведение месячника по экологии
|
апрель, 2024
|
Заместитель директора по ОД Милая Е.А.
|
|
5. |
Вовлечение учащихся в научно-исследовательскую деятельность по вопросам экологии
|
В течение учебного года
|
Учителя-предметники
|
|
Работа с родителями
|
1. |
Изучение мотивационно-потребностной сферы родителей по вопросу экологической культуры
|
март, 2024
|
Педагог-психолог Шевченко А.А.
|
|
2. |
Диагностика заинтересованности родителей в реализации модели учреждения образования «ЭКО-ШАНС»
|
март, 2024
|
Педагог-психолог Шевченко А.А.
|
|
3. |
Родительские собрания по информированию родителей о внедрении модели учреждения образования «ЭКО-ШАНС»
|
март, 2024
|
Заместитель директора по ОД Милая Е.А.
|
|
4. |
Психолого-педагогическое консультирование по вопросам участия родителей в проектной деятельности
|
В течение учебного года
|
Педагог-психолог Шевченко А.А., участники проектной деятельности
|
|
Работа с социальными партнёрами
|
1.
|
Составление совместного плана работы с ГЛХУ «Ушачский лесхоз», УП ЖКХ, Ушачской райинспекцией природных ресурсов и охраны окружающей среды
|
Март-май 2024
|
Заместитель директора по ОД Милая Е.А.
|
|
2. |
Налаживание партнерских связей с учреждениями образования, работающими по экологическому направлению (СШ № 12 г.Новополоцка)
|
В течение учебного года
|
Директор Булавка Л.А.
|
|
Работа с населением
|
1.
|
Создание диагностических карт для выявления уровня информированности населения по вопросам экологии
|
Март-апрель 2024
|
Педагог-психолог Шевченко А.А.
|
|
2.
|
Изучение потребностей населения в изучении вопроса экологии
|
В течение учебного года
|
Участники проекта
|
|
Работа с дошкольной группой
|
1
|
Разработка плана работы по реализации проекта в дошкольной группе с опорой на проект «Зелёные» школы
|
март, 2024
|
Заместитель директора по ОД Милая Е.А.
|
|
2 |
Вовлечение воспитателей и родительской общественности в проектную деятельность
|
В течение учебного года
|
Заместитель директора по ОД Милая Е.А.
|
|
Мероприятия по укреплению и развитию материально-технической базы
|
1.
|
Работа в ресурсном центре по экологии:
- ремонт кабинета (косметический)
- техническое оснащение кабинета
- методическое оснащение
- комплектация кабинета мебелью
-комплектация кабинета необходимым оборудованием
|
В течение учебного года
|
Завхоз Гордиенок В.В., заведующий ресурсным центром Лиленко Т.В.,
заместитель директора по ОД Милая Е.А.
|
|
2.
|
Приобретение необходимого оборудования, пособий для реализации проекта в дошкольной группе
|
В течение учебного года
|
Директор Булавка Л.А.
|
|
Список литературы:
Агапов И. Г. Теоретические основы технологического обеспечения развития общих компетенций обучающихся в школе: Дис. пед. наук. – М., 2001. – 367 с.
Демчук, М.И. Республика Беларусь: Системные принципы устойчивого развития / М. И. Демчук, А. Т. Юркевич. – Мн.: РИВШ БГ У, 2003
Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. – М.: ИЦПКПС, 2004. – 42 с.
Лебедев В. В. Структурирование компетенций – перспективное направление в решении проблем образования// Школьные технологии. – 2007. – № 2. – С. 97–103.
Темняткина О.В. Формирование ключевых компетенций у школьников в образовательном процессе / О.В.Темняткина // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования.- Екатеринбург, 2006. № 4.
Хуторской А. В. Соотношение деятельности и содержания образования // Школьные технологии. –2007. – № 3. – С. 10–17.
Хуторский А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос».2002 .http://www.eidos.ru/joranal/2002/
Чистов, К.В. Традиция, «традиционные общества» и проблема варьирования./ К.В.Чистов // Советская этнография, 1981, №2, с. 105-107.
Шишов С. Е. Понятие компетенции в контексте качества образования // Стандарты и мониторинг в образовании. – 1999. – № 2. – С. 30–34.
Янчук, В.А. Образовательная культура и образовательное тестирование: соотношение и перспективы развития/ В.А. Янчук // Кiраванне ў адукацыі. – 2006. – № 9. – С. 25–30.
раскрыть » / « свернуть