ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННОГО ПОДРОСТКА
Цель: познакомить родителей с особенностями подросткового возраста, обозначить пути возможного решения проблем и конфликтов в данный период развития.
Задачи:
- оказать помощь родителям в общении с подростком;
- побудить родителей задуматься об эмоционально-психологическом состоянии подростка;
- помочь родителям выработать продуктивные способы решения конфликтных ситуаций.
Индивидуальные особенности подростка и характерные возрастные черты
Подростковый возраст (12-16 лет) — один из самых критичных периодов в развитии человека как биологического вида и как личности. И в соматической, и в психической сфере происходят значительные изменения. Это является основой эмоциональной неустойчивости и резкого усиления конфликтности в поведении, характерного для данного возрастного периода. У подростков формируется иной механизм мышления, существенно отличающийся от детского, способность к абстрактно-логическим умственным построениям. Этот новый механизм логического мышления обуславливает появления критичности в суждениях подростка. Именно с ощущением молодыми людьми своих новых интеллектуальных возможностей связаны такие проявления, как поиск ошибок в поведении, рассуждениях, позиции взрослых. В то же время подросткам свойственна склонность к крайним вариантам оценки фактов и событий – преувеличения или преуменьшения их значения. Молодые люди делают решительные и окончательные решения из неполной информации, проявляя в них крайнюю степень максимализма, не различая нюансов. Максимализм является яркой отличительной чертой подросткового возраста.
Особенности личности подростка можно довольно точно охарактеризовать в двух словах — стремление к самостоятельности. Оно накладывает отпечаток на все стороны личности, поведение, чувства.
Подросток стремится к самостоятельности, но в проблемных жизненных ситуациях он старается не брать на себя ответственность за принимаемые решения и ждет помощи со стороны взрослых.
Итак, подросток уже не ребенок, вместе с тем он еще не взрослый. Он не терпит ограничений своей самостоятельности, нередко проявляет резко отрицательное отношение к требованиям взрослых. Чаще всего конфликты подростка со взрослыми возникают в тех семьях, где родители не замечают, что сын или дочь уже повзрослели, и продолжают смотреть на них как на маленьких.
Одно из особенностей подросткового возраста – чувство взрослости. Когда говорят, что ребёнок взрослеет, имеют в виду становление его готовности к жизни в обществе взрослых людей, причём как равноправного участника этой жизни. С внешней стороны у подростка ничего не меняется: учится в той же школе, живет в той же семье. А в семье к ребенку продолжают относиться как к "маленькому". Одно он не делает сам, другое - не разрешают родители, которых все так же приходится слушаться. Подросток объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремится к ней и претендует на равные со взрослыми права. Изменить он пока ничего не может, но внешне подражает взрослым. Отсюда и появляются атрибуты "псевдовзрослости": курение сигарет, тусовки у подъезда, поездки за город (внешнее проявление "я тоже имею свою личную жизнь") и т. д.
Внешний вид подростка - еще один источник конфликта. Меняется походка, манеры, внешний облик. Ещё совсем недавно свободно, легко двигавшийся мальчик начинает ходить вразвалку, опустив руки глубоко в карманы и сплёвывая через плечо. У него появляются новые выражения. Девочка начинает ревностно сравнивать свою одежду и причёску с теми, которые она видит на улице и обложках журналов, выплёскивая на маму эмоции по поводу имеющихся расхождений. Внешний вид подростка часто становится источником постоянных недоразумений и даже конфликтов в семье. Родителей не устраивает ни молодёжная мода, ни цены на вещи, так нужные их ребёнку. А подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится ничем не отличаться от сверстников. Он может переживать отсутствие куртки – такой же, как у всех в его компании, - как трагедию. У подростка появляется своя позиция. Стремление к самостоятельности выражается в том, что контроль и помощь отвергаются. Все чаще от подростка можно слышать: "Я сам всё знаю!". И родителям придется только смириться и постараться приучить своих чад отвечать за свои поступки. К сожалению, подобная "самостоятельность" - еще один из основных конфликтов между родителями и детьми в этом возрасте. Ведущей деятельностью в этом возрасте является коммуникативная.
Общаясь, в первую очередь, со своими сверстниками, подросток получает необходимые знания о жизни. Очень важным для подростка является мнение о нём группы, к которой он принадлежит. Сам факт принадлежности к определенной группе придает ему дополнительную уверенность в себе. Больше всего особенности личностного развития подростка проявляются в общении со сверстниками. Любой подросток мечтает о друге. О таком, которому можно было бы доверять «на все 100», как самому себе, который будет предан и верен, несмотря ни на что. В друге ищут сходства, понимания, принятия. Дружат чаще всего с подростком того же пола, социального статуса, таких же способностей. Дружба носит избирательный характер, измена не прощается.
Для подростка характерно разнообразие интересов, что при правильном воспитании может оказать серьезное влияние на развитие его способностей и склонностей. Знания подростка углубляются, он начинает изучать научные дисциплины, у него появляется повышенный интерес к отдельным предметам.
В оценке других подростки часто допускают некоторую поспешность и категоричность. Так, они часто оценивают людей по их отдельным поступкам или качествам, распространяя эту оценку на личность в целом. В результате во многих случаях выносится неверное суждение о достоинствах человека, его положительных и отрицательных качествах. Суждения подростков не всегда бывают объективными. Например, они говорят о грубости или скрытности товарищей, но не замечают этого за собой. Далеко не все подростки самокритичны, отличаются умением честно и открыто признавать свои ошибки.
Подросток чувствителен к оценке его окружающими. Отсюда известная ранимость, колебания в настроении. Случайная удача или похвала со стороны взрослых может привести подростка к переоценке себя, к излишней самоуверенности. Даже временная, случайная неудача может развить чувство неуверенности, робости, застенчивости. Поэтому требуется особый такт со стороны родителей, учителей и воспитателей при общении с подростками.
В подростковом возрасте обострена боязнь казаться слабым, несамостоятельным, маленьким. Чтобы показать свою самостоятельность, подросток нередко проявляет упрямство и грубость, хотя он и может осознать, что был не прав.
Таким образом, родителям следует знать, что для подростков характерны следующие характерологические реакции:
Реакция эмансипации проявляется в стремлении освободиться из-под
опеки, контроля старших – родных, учителей. Может выражаться в настойчивом желании всегда и везде поступать «по-своему», в нарушении установленных старшими порядков, правил. Способствовать обострению этой реакции может гиперопека со стороны старших, мелочный контроль, лишение минимальной самостоятельности и свободы.
Реакция оппозиции может быть вызвана чрезмерными претензиями к ребенку, непосильной для него нагрузкой – требованием быть отличником,
преуспевать в занятиях языком, музыкой и т. д. Но чаще эта реакция бывает следствием уменьшения привычного внимания со стороны родных. Проявлением реакции оппозиции у подростков весьма разнообразны – от прогулов уроков и побегов из дома до попыток самоубийства, чаще всего демонстративных. С этой целью может использоваться умышленное бравирование алкоголизацией или употреблением наркотиков. Такое поведение словно говорит: «Обратите на меня внимание – иначе я пропаду!».
Реакция компенсации – это стремление свою слабость и неудачливость в одной области восполнить успехами в другой. Болезненный, физически слабый мальчик компенсирует свою слабость отличными успехами в учебе, которые позволяют завоевать авторитет среди сверстников. И наоборот, трудности в учебе могут восполняться «смелым» поведением, предводительством в озорстве, в худшем случае – участием в асоциальных компаниях.
Реакция гиперкомпенсации. Здесь настойчиво и упорно добиваются
высоких результатов именно в той области, где слабы. Именно в силу
гиперкомпенсации застенчивые и робкие мальчики при выборе видов спорта
отдают предпочтение грубой силе – боксу, самбо, а подросток, который страдал заиканием с увлечением занимается художественным чтением и выступает на концертах.
Реакция группирования со сверстниками. У подростков есть острая необходимость в собственном самосознании и принадлежности к группе.
Подростки еще не имеют ясно осознанного «образа Я» и часто чувствуют себя более защищенным в среде себе подобных. Чувство «Я» пока еще трудно вычленить из «Мы» – подростки становятся фанатами рок-групп, членами разных неформальных организаций – панков, рокеров. Группа для подростка становится главным регулятором поведения. Этим может быть объяснен известный факт, что подавляющее большинство правонарушений у подростков совершается в группе. Наблюдается закономерность: чем меньше возраст подростка, тем больше состав группы. По мере взросления количество членов группы уменьшается. В возрасте 16-18 лет группа составляет 2-3 человека.
За любым проблемным поведением школьника стоят определенные мотивы. Причем, одно и то же поведение может быть вызвано разными мотивами. Например, агрессивное поведение может быть вызвано и стремлением к лидерству, и компенсацией повышенной тревожности. Следовательно, воспитательные методы в каждом случае будут индивидуальны. Поэтому в первую очередь необходимо выяснить мотивы поведения, проблемы ребенка. Мы сможем помочь ребенку, если он чувствует и понимает, что педагоги и родители понимают его проблемы и принимают его таким, какой он есть. Только тогда ребенок будет открыт для общения и пожелает изменить свое негативное поведение.
Подростковый возраст — в высшей степени сложный и противоречивый период становления человеческой личности, требующий от родителей и педагогов больших усилий, напряженного труда. В то же время, это возраст неповторимой прелести: бурной энергии, жажды познания, страстного искания истины.
Основные правила, которые необходимо учитывать родителям
при взаимодействии с подростком
Правила, ограничения, требования, запреты обязательно должны быть в жизни каждого подростка. Это особенно полезно помнить родителям, желающим как можно меньше огорчать детей и избегать конфликтов с ними. В результате они идут на поводу у собственного ребенка. Это попустительский стиль воспитания.
Правил, ограничений, требований, запретов не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими. Это правило предостерегает от другой крайности — воспитания в духе «закручивания гаек», авторитарного стиля общения.
Родительские установки не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка (в движении, познании, упражнении, общении со сверстниками, мнение которых они уважают больше, чем мнение взрослых).
Правила, ограничения, требования должны быть согласованы взрослыми между собой. В противном случае дети предпочитают настаивать, ныть, вымогать.
Тон родителей должен быть дружественным, разъяснительным, а не повелительным.
О наказаниях. От недоразумений никто не застрахован, и настанет момент, когда вам нужно будет отреагировать на явно плохое поведение подростка. Наказывая подростка, правильнее лишать его хорошего, чем делать ему плохо.
Важно помнить, что гораздо легче предупредить появление трудностей, чем потом преодолевать их.
Причины вызывающего поведения подростков
1. Подросткам не хватает внимания взрослых, которые вечно заняты. "Отстань!", "Не лезь!", "Не приставай!", "Надоел!" - часто слышит подросток. Семья не обеспечивает психологического комфорта, любви, поддержки, и подростки стремятся к лидерству среди своих сверстников.
- Высокий уровень тревожности. В семье неправильно оценивают возможности ребенка: либо занижают возможности и способности ("Ничего хорошего из тебя не получится! Все равно не сможешь справиться с этим заданием"), либо завышают, когда родители ожидают очень высоких результатов, показывают повышенную обеспокоенность проблемами успеваемости, а подросток не может соответствовать родительским ожиданиям.
- Многим подросткам трудно совладать со своим холерическим темпераментом. Такие дети нарушают дисциплину несознательно.
- Отсутствие душевной близости с родителями гонит подростка из дома во двор, заставляет искать понимания с другими подростками или взрослыми.
Общение родителей и детей-подростков
Если вы испытываете чувство озабоченности или беспокойство к своему ребенку-подростку, то значит пришло время изменить что-то в вашей
собственной жизни, взглянуть на нее другими глазами.
Наиболее позитивное влияние, которое могут оказать на жизнь детей в этом возрасте родители – это поддерживать, уважать и любить их. Твердость и последовательность – очень важные родительские качества. Если мы хотим, чтобы наши дети выросли добрыми и любящими людьми, то сами должны относиться к ним по-доброму и с любовью.
Важно помнить: чем больше запретов со стороны взрослых, тем хуже.
Стремление ребенка к независимости – это нормальная, здоровая
потребность. Если она выражается неприемлемыми с вашей точки зрения
способами, то не реагируйте на это слишком эмоционально. Не допускайте
раздражения, криков, агрессии, ведь чем чаще подросток видит своих родителей, потерявших контроль, тем меньше он уважает их. Если это поможет несколько избавиться от негативных эмоций, постарайтесь представить, что все это делает не ваш ребенок, а, например, ребенок ваших соседей. Тогда, вы сможете почувствовать, что принимаете происходящее не так близко к сердцу. Скорее – это чувства удивления и сожаления, но никак не чувства гнева.
У некоторых родителей возникает потребность обращаться со своими
детьми, как с ровесниками. Это, конечно хорошо, если целью такого общения не является потребность родителей переложить на плечи ребенка свои
психологические проблемы. Нельзя плакать в жилетку своему собственному
ребенку, советоваться с ним по поводу своих взрослых проблем, иначе подросток будет чувствовать свою незащищенность в этом мире. Конечно,
посоветоваться с ребенком можно, но не для того, чтобы переложить на него
тяжесть принятия решения и получить эмоциональную поддержку. Нельзя
просить детей облегчить наши страдания. Если родители перестают быть
авторитетами, то дети легче поддаются дурному влиянию.
Если родители игнорируют право ребенка на независимость, то он может вырасти подчиненным родительской воле, покорным и неспособным осознать своего места в жизни. Такой ребенок, со временем, может начать мстить своим родителям за чрезмерно крепкие «объятия», сдавливающие самостоятельное развитие его личности.
Родителям нужно научиться вырабатывать доверие к тому, что ваш
ребенок может сам принимать правильные решения и нужно дать подростку
почувствовать это доверие к его поступкам. Нельзя считать его беспомощным существом, которое нуждается в постоянных советах, заботе и поддержке.
Попробуйте изменить способ вашего мышления: все, что вы делаете,
должно быть направлено на предоставление подростку самостоятельности в
принятии решений.
Воспринимайте ребенка таким, какой он есть, а не таким, каким его хотели бы видеть вы.
Поощрять выражение независимых мыслей, чувств и действий ребенка.
Не впадать в отчаяние и депрессию, если ребенок отказывается от вашей помощи.
Не пытаться прожить жизнь за ребенка.
Признайте в ребенке самостоятельную личность, со своими желаниями и стремлениями.
Реагируйте на действия подростка не изменением своего внутреннего состояния (обида, депрессия), а изменением внешнего поведения. Дети обучаются не по словам, а по родительским действиям и поступкам.
Принципы общения с подростком
Типичная фраза
|
Как необходимо говорить
|
Ты должен учиться
|
«Я уверен(-а), что ты можешь хорошо учиться»
|
Ты должен думать о будущем
|
«Интересно, каким человеком ты хотел бы стать? Какую профессию
планируешь выбрать?»
|
Ты должен уважать старших
|
«Ты знаешь: уважение к старшим – это элемент общей культуры
человека»
|
Ты должен слушаться учителей и родителей
|
«Конечно, ты можешь иметь собственное мнение, но к мнению старших полезно прислушаться»
|
«Ты лжец!», «Ты опять врешь!»
|
«Мне жаль, что я опять выслушиваю неправду».
«Мне не нравится, когда меня обманывают. Постарайся больше так не делать»
|
Чего НЕ следует делать по отношению к подростку?
Не допускайте как неуважения к себе со стороны подростка, так и грубости по отношению к нему.
Не требуйте немедленного и слепого послушания, не применяйте угроз и не унижайте детей.
Не начинайте разговоры с обвинений и не перебивайте, когда ребёнок объясняет свои поступки.
Не подкупайте подростка и не вымогайте силой обещание не делать то,
что вам не нравится.
Не отступайте от введённых в семье правил и традиций.
Не ревнуйте сына или дочь к друзьям, принимайте их в своём доме и старайтесь познакомиться поближе.
Не давайте негативную оценку объекту внимания подростка, даже если
выбор Вам не по душе.
раскрыть » / « свернуть