ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Государственное учреждение образования "Ореховская средняя школа имени Н.Л. Костюченко Ушачского района" (далее - Учреждение образования) создано в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь,Кодексом об образовании, Положением о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденным Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования», и иными актами законодательства Республики Беларусь.
1.2. Учреждение образования создано решением Ушачского районного исполнительн1.1. Государственное учреждение образования «Ореховская средняя школа имени Н. Л. Костюченко Ушачского района» (далее – Учреждение образования) создано в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь, Кодексом Республики Бого комитета от 26.12.2005 № 771, зарегистрировано в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей решением Витебского исполнительного комитета от 09.02.2006 № 80 за № 390389047.
1.3. Учреждение образования осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, законами Республики Беларусь, директивами, декретами, указами и распоряжениями Президента Республики Беларусь, Кодексом Республики Беларусь об образовании, иными актами законодательства, решениями учредителя и настоящим Уставом.
1.4. Учреждение образования создано на основе государственной собственности, является некоммерческой организацией, финансируемой из районного бюджета, иных источников в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
1.5. Учреждение образования является юридическим лицом в организационно-правовой форме учреждения, имеет в оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, открывать расчетный и иные счета в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях.
1.6. Учреждение образования имеет печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь, штамп, фирменные бланки со своим наименованием и иными реквизитами.
1.7. Учреждение образования является государственным учебным заведением, обеспечивающим получение общего среднего образования.
Вид Учреждения образования – средняя школа.
1.8. Учреждение образования обеспечивает создание для граждан равных возможностей для получения общего среднего образования на І, ІІ, ІІІ ступенях, условий с учетом национальных традиций, индивидуальных потребностей, способностей и запросов учащихся, содействует развитию их творческого, интеллектуального потенциала, осознанного профессионального самоопределения, обеспечивает деятельность по осуществлению воспитания, в том числе по формированию у граждан духовно-нравственных ценностей, здорового образа жизни, гражданственности, патриотизма, ответственности, трудолюбия.
1.9. Наименование Учреждения образования:
на русском языке:
полное наименование: Государственное учреждение образования «Ореховская средняя школа имени Н.Л.Костюченко Ушачского района»;
сокращенное наименование: Ореховская средняя школа Ушачского района;
на белорусском языке:
полное наименование: Дзяржаўная ўстанова адукацыі «Арэхаўская сярэдняя школа імя Н. Л. Касцючэнка Ушацкага раёна»;
сокращенное наименование: Арэхаўская сярэдняя школа Ушацкага раёна.
1.10. Место нахождения Учреждения образования: 211525, Республика Беларусь, Витебская область, Ушачский район, агрогородок Ореховно, ул. Школьная, д. 38.
1.11. Собственником имущества Учреждения образования является Ушачский район в лице соответствующих органов местного управления и самоуправления, учредителем Учреждения образования – Ушачский районный исполнительный комитет (далее – Учредитель).
1.12. Органом государственного управления Учреждением образования является отдел образования Ушачского районного исполнительного комитета (далее – Уполномоченный орган)
1.13. Учреждение образования отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник его имущества.
1.14. В Учреждении образования не допускаются создание и деятельность политических партий, иных общественных объединений, преследующих политические цели, а также создание и анонимная или иная противоречащая законодательству деятельность религиозных организаций.
1.15. Учреждение образования в вопросах воспитания на основании письменных заявлений учащихся (законных представителей несовершеннолетних учащихся) во внеучебное время может взаимодействовать с зарегистрированными религиозными организациями с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа.
Порядок, условия, содержание и формы такого взаимодействия определяются Правительством Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.
1.16. Учреждение образования может быть ограничено в правах лишь в случаях и порядке, предусмотренных законодательными актами.
1.17. Полномочия Учреждения по приёму и увольнению педагогических работников решением Учредителя делегируются Уполномоченному органу, по бухгалтерскому учету исполнения смет расходов по бюджетным средствам, смет доходов и расходов внебюджетных средств, по средствам целевого назначения и иным источникам – централизованной бухгалтерии Уполномоченного органа.
За директором Учреждения образования, обслуживаемого централизованной бухгалтерией Уполномоченного органа, сохраняется право распорядителя (получателя) средств бюджета.
1.18. Имущество Учреждения образования составляют основные фонды и оборотные средства, а также иные материальные ценности, стоимость которых отражается в самостоятельном балансе, который ведет централизованная бухгалтерия Уполномоченного органа.
ГЛАВА 2. ЦЕЛИ, ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
2.1. Учреждение образования является некоммерческой организацией, созданной для достижения образовательных целей, и не преследует извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.
Учреждение образования выполняет образовательную, интеллектуальную, социальную и культурную функции, направленные на удовлетворение интересов личности, общества и государства.
2.2. В своей деятельности Учреждение образования руководствуется следующими принципами:
приоритет общечеловеческих ценностей, прав человека, гуманистический характер образования;
экологическая направленность образования;
светский характер образования;
учет индивидуальных потребностей, способностей и запросов обучающихся.
2.3. Целями деятельности Учреждения образования являются:
обеспечение реализации конституционного права граждан на образование, реализация образовательных программ общего среднего образования, регулирование общественных отношений в сфере образования, государственных образовательных стандартов общего среднего образования, воспитание уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, привитие навыков здорового образа жизни;
формирование у учащихся необходимых знаний, умений, навыков;
интеллектуальное, нравственное, творческое и физическое развитие личности учащегося;
формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности учащегося;
проведение исследований в области образования, методики преподавания и воспитания.
2.4. Предметом деятельности Учреждения образования является осуществляемая в соответствии с законодательством Республики Беларусь образовательная деятельность, которая включает в себя организацию проведения учебной, воспитательной и методической работы.
2.5. Для выполнения целей деятельности Учреждение образования реализует следующие задачи:
развитие личности учащихся, их способностей и склонностей;
создание условий, необходимых и достаточных для реализации творческого потенциала личности учащихся;
проведение научно-методической работы, направленной на совершенствование образовательного процесса;
организация образовательного и воспитательного процессов с использованием современных научно-технических средств;
формирование у учащихся высоких духовно-нравственных ценностей, здорового образа жизни, гражданственности, патриотизма, ответственности, трудолюбия;
формирование эстетической и экологической культуры;
проведение работы по взаимодействию с другими учреждениями образования, в том числе зарубежными, с целью использования накопленного прогрессивного опыта организации процессов обучения и воспитания;
оказание содействия учащимся в овладении ценностями и навыками здорового образа жизни;
создание условий для саморазвития личности учащегося;
нравственное воспитание, направленное на приобщение учащегося к общечеловеческим и национальным ценностям.
2.6. Основным видом деятельности Учреждения образования является:
80210 – общее среднее образование.
2.7. Виды деятельности, которые вправе осуществлять Учреждение образования, предусмотрены государственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 005-2006 «Виды экономической деятельности» и Перечнем видов деятельности, на осуществление которых требуются специальные разрешения (лицензии), и уполномоченных на их выдачу государственных органов и государственных организаций, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности».
2.8. Отдельными видами деятельности, определяемыми законодательством Республики Беларусь, Учреждение образования может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
2.9. Право Учреждения образования осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение такой лицензии или в установленный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законодательством Республики Беларусь.
2.10. Учреждение образования осуществляет внешнеэкономическую деятельность в соответствии с законодательством.
ГЛАВА 3. СТРУКТУРА УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
3.1. Учреждение образования имеет в своей структуре следующие структурные подразделения:
библиотеку;
учебно-опытный участок;
учебно-производственные мастерские (мастерские технического труда, кабинет обслуживающего труда).
3.2. Правовой статус и функции структурных подразделений Учреждения образования определяются настоящим Уставом и соответствующими положениями, утверждаемыми в установленном порядке.
ГЛАВА 4. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО И ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССОВ.
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
4.1. Образовательный процесс в Учреждении образования организуется на основе:
4.1.1. принципов государственной политики в сфере образования;
4.1.2. государственных образовательных стандартов;
4.1.3. достижений в области науки и техники, реализуемых в отраслях экономики и социальной сферы инновационных проектов;
4.1.4. педагогически обоснованного выбора форм, методов и средств обучения и воспитания;
4.1.5. культурных традиций и ценностей белорусского народа, достижений мировой культуры;
4.1.6. современных образовательных и информационных технологий.
4.2. Экспериментальная и инновационная деятельность в Учреждении образования осуществляется в соответствии с законодательством.
4.3. Социально-педагогическая поддержка учащихся и оказание им психологической помощи осуществляются социально-педагогической и психологической службой Учреждения образования.
4.4. Участниками образовательного процесса являются учащиеся, законные представители несовершеннолетних учащихся, педагогические работники.
4.5. Учреждение образования обеспечивает соответствие образования требованиям образовательного стандарта, учебно-программной документации соответствующей образовательной программы.
4.6. Учреждение образования осуществляет образовательный процесс в соответствии с требованиями учебных планов и программ.
4.7. Образовательный и воспитательный процессы в Учреждении образования основываются на научном и педагогически обоснованном выборе форм, средств, методов обучения и воспитания и могут осуществляться по индивидуальным учебным планам и программам.
4.8. Основные виды учебных занятий определяются учебными планами и программами: теоретические занятия, практические и лабораторные работы, производственное обучение (практика).
4.9. Язык обучения и воспитания в Учреждении образования – белорусский.
Изучение русского и одного из иностранных языков (немецкого или английского) учащимися, за исключением некоторой категории лиц с особенностями психофизического развития, является обязательным.
Обязательный для изучения иностранный язык определяется Учредителем Учреждения образования с учетом потребностей государства и возможностей Учреждения образования.
Делопроизводство в Учреждении образования осуществляется на русском и белорусском языках в соответствии со статьей 8 Закона Республики Беларусь от 26 января 1990 года «О языках в Республике Беларусь» в редакции Закона Республики Беларусь от 13 июля 1998 года.
4.10. Прием в Учреждение образования несовершеннолетнего осуществляется:
4.10.1. для получения общего среднего образования на основании его заявления при предъявлении им свидетельства о рождении или документа, удостоверяющего личность, медицинской справки о состоянии здоровья. От имени несовершеннолетнего заявление может быть подано его законным представителем.
В 1 класс принимаются лица, которым на 1 сентября соответствующего учебного года исполняется шесть и более лет. По желанию одного из законных представителей ребенка допускается прием в 1 класс лица, которому шесть лет исполнится в период с 1 по 30 сентября соответствующего учебного года.
4.10.2. для получения специального образования на основании заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации и в порядке, установленном для приёма лиц в учреждения образования для освоения содержания образовательных программ общего среднего образования;
4.10.3. для получения дополнительного образования детей и молодежи на основании заявления учащегося. От имени несовершеннолетнего заявление может быть подано его законным представителем.
Прием лиц для освоения содержания образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи по туристско-краеведческому, физкультурно-спортивному и военно-патриотическому профилям осуществляется на основании выше названных документов и медицинской справки о состоянии здоровья.
4.11. Зачисление оформляется приказом директора Учреждения образования в установленном законодательством порядке.
4.12. Учреждение образования обеспечивает получение общего среднего образования на трех ступенях:
І ступень – начальное образование (I-IV классы);
ІІ ступень – базовое образование (V-IX классы);
ІІІ ступень - среднее образование (X-X I классы).
І и ІІ ступени общего среднего образования составляют общее базовое образование; І, ІІ и ІІІ ступени общего среднего образования составляют общее среднее образования.
4.13. Срок получения:
4.13.1. общего базового образования составляет девять лет;
4.13.2. общего среднего образования составляет одиннадцать лет.
4.14. Сроки обучения на І, ІІ и ІІІ ступенях общего среднего образования составляют:
на І ступени – четыре года;
на ІІ ступени – пять лет;
на ІІІ ступени – два года.
4.15. Организация образовательного процесса осуществляется в соответствии с учебными планами и учебными программами, разрабатываемыми на основе образовательных стандартов общего среднего образования.
В Учреждении образования реализуются:
образовательные программы основного образования – образовательные программы, реализация которых позволяет получить общее среднее образование;
образовательные программы дополнительного образования – образовательные программы, реализация которых позволяет получить дополнительное образование детей и молодежи;
образовательные программы специального образования – образовательные программы, реализация которых позволяет получить специальное образование.
4.16. В Учреждении образования реализуются программы воспитания:
программа воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении;
программа воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении.
Программы воспитания разрабатываются и утверждаются Министерством образования Республики Беларусь.
Целью воспитания является формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности учащегося.
Воспитание основывается на общечеловеческих, гуманистических ценностях, культурных и духовных традициях белорусского народа, государственной идеологии, отражает интересы личности, общества и государства.
Основными составляющими воспитания являются:
гражданское и патриотическое воспитание, направленное на формирование у учащихся активной гражданской позиции, патриотизма, правовой, политической и информационной культуры;
идеологическое воспитание, направленное на формирование у учащихся знания основ идеологии белорусского государства, привитие подрастающему поколению основополагающих ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность белорусской государственности;
нравственное воспитание, направленное на приобщение учащегося к общечеловеческим и национальным ценностям;
эстетическое воспитание, направленное на формирование у учащегося эстетического вкуса, развитие чувства прекрасного;
воспитание культуры самопознания и саморегуляции личности, направленное на формирование у учащегося потребностей в развитии и социальном взаимодействии, психологической культуры;
воспитание культуры здорового образа жизни, направленное на формирование у учащегося навыков здорового образа жизни, осознание значимости здоровья как ценности, физическое совершенствование;
гендерное воспитание, направленное на формирование у учащегося представлений о роли и жизненном предназначении мужчин и женщин в современном обществе;
семейное воспитание, направленное на формирование у учащегося ценностного отношения к семье и воспитанию детей;
трудовое и профессиональное воспитание, направленное на понимание учащимся труда как личностной и социальной ценности, осознание профессионального выбора, социальной значимости профессиональной деятельности;
экологическое воспитание, направленное на формирование у учащегося ценностного отношения к природе;
воспитание культуры безопасной жизнедеятельности, направленное на формирование у учащегося безопасного поведения в социальной и профессиональной деятельности, повседневной жизни;
воспитание культуры быта и досуга, направленное на формирование у учащегося ценностного отношения к материальному окружению, умения целесообразно и эффективно использовать свободное время.
4.17. Образовательный процесс в Учреждении образования при реализации образовательных программ осуществляется в школе в дневной очной форме. Получение образования является основным видом занятости учащихся.
Образовательный процесс в Учреждении образования при реализации образовательных программ общего среднего образования может быть организован:
на дому при наличии медицинских показаний, определенных законодательством Республики Беларусь;
индивидуально, на основании решения директора Учреждения образования, реализующего образовательные программы общего среднего образования, в соответствии с индивидуальным учебным планом или в случаях и порядке, определяемых актами законодательства.
4.18. Образовательный процесс при реализации образовательных программ общего среднего образования организуется по учебным годам. Учебный год делится на четверти. Продолжительность учебного года устанавливается с 1 сентября по 1 июня. Если указанные даты приходятся на нерабочий день, то начало (окончание) учебного года переносится на последующий (предшествующий) день. Даты начала и окончания учебных занятий в каждой из четвертей определяются Министерством образования Республики Беларусь.
Для учащихся устанавливаются каникулы на протяжении учебного года и летние каникулы:
общая продолжительность каникул на протяжении учебного года не менее тридцати календарных дней, для учащихся І, ІІ классов – не менее тридцати семи календарных дней;
продолжительность летних каникул не менее 12 календарных недель, для учащихся IX классов – не менее 10 календарных недель.
4.19. Образовательный процесс при обучении и воспитании на І, ІІ и ІІІ ступенях общего среднего образования организуется в режиме шестидневной школьной недели, включающей пятидневную учебную неделю и один день недели для проведения с учащимися спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных мероприятий, организации трудового обучения, профессиональной ориентации.
Изучение учебных программ при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования осуществляется на базовом уровне.
Базовый уровень изучения учебного предмета – изучение содержания соответствующего учебного предмета, которое является обязательным при освоении учебной программы по данному учебному предмету.
Учащиеся с учетом мнения их законных представителей, исходя из склонностей, желаний и состояния здоровья могут изучать учебные предметы на повышенном уровне на факультативных занятиях, в пределах количества учебных часов на проведение факультативных занятий, установленного типовым учебным планом учреждения общего среднего образования.
4.20. Основной формой организации образовательного процесса при реализации образовательных программ общего среднего образования является учебное занятие: урок, наблюдение, экскурсия, иное занятие.
Длительность урока в І классе – 35 минут, во ІІ-ХІ классах – 45 минут. Ежедневное количество учебных занятий определяется расписанием уроков, которое утверждается директором школы.
Дополнительно проводятся факультативные, стимулирующие и поддерживающие занятия, консультации, трудовая практика, общественно полезный труд.
4.21. В Учреждении образования проводятся факультативные занятия естественно-математической, гуманитарной, обществоведческой, экологической, военно-патриотической, музыкальной, хореографической, художественной, театральной, спортивной и иной направленности.
Факультативные занятия, как правило, проводятся до начала либо после завершения уроков. Факультативные занятия в IX-XI классах могут проводиться в шестой школьный день.
4.22. Образовательный процесс при реализации программ общего среднего образования в Учреждении образования осуществляется в классах.
На І, ІІ ступенях общего среднего образования могут создаваться классы интегрированного обучения и воспитания, в которых реализуются программы общего среднего образования и образовательные программы специального образования.
Наполняемость классов не должна превышать:
в I-IV классах – 20 учащихся;
в V-XI классах – 25 учащихся.
Открытие класса в Учреждении образования может осуществляться при наличии одного учащегося.
Наполняемость классов интегрированного обучения и воспитания определяется в соответствии с пунктами 10-14 статьи 268 Кодекса Республики Беларусь об образовании и не должна превышать 20 учащихся. Порядок открытия классов интегрированного обучения и воспитания, организация в них образовательного процесса регламентируется Инструкцией о порядке создания специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания, специальных классов, классов интегрированного обучения и воспитания и организации образовательного процесса в них, утверждаемой Министерством образования Республики Беларусь.
4.23. Для проведения дополнительной физкультурно-оздоровительной, спортивно-массовой и туристической работы, развития декоративно-прикладного творчества учащихся в Учреждении образования организуется работа объединений по интересам.
В Учреждении образования функционирует школьное лесничество, которое является объединением по интересам, создаваемым из числа учащихся Учреждения образования на основе общего интереса к лесу как природно-территориальному комплексу, а также к осуществлению деятельности, направленной на воспроизводство лесов, охрану, защиту и рациональное использование лесного фонда. Деятельность школьного лесничества регламентируется Положением о школьном лесничестве, утверждаемым Министерством лесного хозяйства Республики Беларусь.
4.24. Для оказания помощи семье в обучении и воспитании обучающихся, создания условий для развития их творческих способностей в Учреждении образования может открываться группа продленного дня для учащихся І-ІХ классов, деятельность которой регламентируется Положением о группе продленного дня, утвержденным Министерством образования Республики Беларусь.
4.25. Получение образования сопровождается текущей, промежуточной и итоговой аттестацией.
Аттестация обучающихся при освоении содержания соответствуюих образовательных программ осуществляется в соответствии с Правилами проведения аттестации при усвоении содержания соответствующих образовательных программ, утверждаемыми Министерством образования Республики Беларусь.
4.26. Для научно-методического обеспечения образования в Учреждении образования может создаваться методический совет, осуществляющий свою деятельность через работу методических объединений учителей-предметников и классных руководителей.
4.27. Учреждение образования обеспечивает охрану здоровья учащихся.
Медицинская помощь учащимся оказывается в порядке, установленном законодательством.
4.28. Права и обязанности Учреждения образования:
4.28.1. Учреждение образования в соответствии с законодательством имеет право:
осуществлять образовательную деятельность;
осуществлять приносящую доходы деятельность;
участвовать в научной, научно-технической, экспериментальной и инновационной деятельности, деятельности по научно-методическому обеспечению образования;
осуществлять проверку подлинности документов об образовании при приеме лиц для получения образования и при наличии сомнений в их подлинности путем направления запросов в Министерство образования Республики Беларусь о подтверждении факта их выдачи;
входить в состав ассоциаций (союзов) и иных объединений некоммерческих организаций;
осуществлять международное сотрудничество в сфере образования, в том числе внешнеторговую деятельность;
иметь иные права в соответствии с актами законодательства и настоящим Уставом.
4.28.2. Учреждение образования обязано обеспечивать:
качество образования;
разработку и утверждение в установленном порядке структурных элементов научно-методического обеспечения соответствующего образования, его совершенствование;
подбор, прием на работу и расстановку кадров, осуществляющих административно-хозяйственные, инженерно-технические и иные вспомогательные функции, повышение их квалификации;
материально-техническое обеспечение образовательного процесса в соответствии с установленными санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами;
создание безопасных условий при организации образовательного процесса;
разработку и принятие правил внутреннего распорядка для учащихся, правил внутреннего трудового распорядка учреждения образования;
моральное и материальное стимулирование учащихся, педагогических и иных работников учреждения образования;
меры социальной защиты учащихся;
создание необходимых условий для организации питания и медицинской помощи учащихся;
ознакомление лиц (законных представителей несовершеннолетних) при зачислении в Учреждение образования со свидетельством о государственной регистрации, настоящим Уставом, специальным разрешением (лицензией) на образовательную деятельность, сертификатами о государственной аккредитации, а по их требованию - и с учебно-программной документацией;
участие в формировании контрольных цифр приема;
патронат лиц с особенностями психофизического развития в течение двух лет после получения образования в Учреждении образования в соответствии с Положением о патронате лиц с особенностями психофизического развития, утверждаемым Министерством образования Республики Беларусь;
содействие уполномоченным государственным органам в проведении контроля за обеспечением качества образования.
Учреждение образования обязано подтверждать свою государственную аккредитацию в порядке, установленном Кодексом Республики Беларусь об образовании и иными актами законодательства.
Учреждение образования исполняет иные обязанности, установленные законодательством и настоящим Уставом.
4.28.3. Учреждение образования несет ответственность за:
качество предоставляемого образования;
сохранность своей материально-технической базы;
иную ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
4.29. Права и обязанности учащихся:
4.29.1. Права учащихся:
получение образования в соответствии с образовательными программами;
перевод в другое учреждение образования в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Беларусь;
обучение по индивидуальному учебному плану в пределах содержания образовательной программы;
охрану жизни и здоровья во время образовательного процесса;
пользование учебниками и учебными пособиями;
каникулы;
получение платных услуг в сфере образования;
бесплатное пользование библиотекой, учебной, производственной и культурно-спортивной базой Учреждения образования;
получение социально-педагогической и психологической помощи со стороны специалистов Учреждения образования;
поощрение за успехи в учебной, спортивно-массовой, общественной деятельности, а также в образовательных мероприятиях;
участие в управлении Учреждением образования;
обеспечение питанием;
транспортное обеспечение;
участие в олимпиадах, конкурсах, турнирах, фестивалях, конференциях, семинарах и других образовательных мероприятиях, спортивно-массовой, общественной деятельности;
ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, настоящим Уставом, специальным разрешением (лицензией) на образовательную деятельность, сертификатами о государственной аккредитации, а также с учебно-программной документацией;
участие в молодежных и иных общественных объединениях, деятельность которых не противоречит законодательству.
Иные права учащихся устанавливаются Кодексом Республики Беларусь об образовании, иными актами законодательства, настоящим Уставом, а также локальными нормативными правовыми актами Учреждения образования.
4.29.2. Обязанности учащихся:
добросовестно и ответственно относиться к освоению содержания образовательных программ, программ воспитания;
заботиться о своем здоровье, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию;
выполнять требования настоящего Устава, правил внутреннего распорядка для учащихся;
уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса;
бережно относиться к имуществу Учреждения образования.
Иные обязанности учащихся устанавливаются Кодексом Республики Беларусь об образовании, иными актами законодательства, настоящим Уставом и иными локальными нормативными правовыми актами Учреждения образования.
4.30. Учащиеся несут дисциплинарную ответственность за:
опоздания и неявки без уважительной причины на учебные занятия;
нарушение дисциплины в ходе образовательного процесса;
неисполнение без уважительных причин законного требования педагогического работника;
оскорбление участников образовательного процесса;
распространение информации, наносящей вред здоровью учащихся;
порчу зданий, сооружений, оборудования или иного имущества Учреждения образования;
несоблюдение (нарушение) требований законодательства о здравоохранении, пожарной безопасности;
распитие алкогольных напитков, слабоалкогольных напитков, пива, употребление наркотических средств, психотропных, токсических других одурманивающих веществ в здании и на иной территории учреждения образования либо появление в указанных местах в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
курение (потребление) токсических изделий в зданиях и на иной территории учреждения образования;
иные противоправные действия (бездействия).
За совершение учащимися дисциплинарного проступка устанавливается дисциплинарная ответственность, которая выражается в применении к нему мер дисциплинарного взыскания.
К дисциплинарной ответственности привлекается учащийся, достигший к моменту совершения дисциплинарного проступка возраста четырнадцати лет, а учащийся из числа лиц с особенностями психофизического развития – семнадцати лет.
4.31. Мерами социальной защиты учащихся являются:
пользование учебниками и учебными пособиями (платными и бесплатными, порядок взимания платы устанавливается Правительством Республики Беларусь)
обеспечение питанием в соответствии с требованиями санитарных норм, правил и гигиенических нормативов по установленным нормам питания и денежным нормам расходов на питание для соответствующих категорий учащихся, в том числе и льготным;
охрана здоровья (оказание медицинской помощи, определение оптимальной учебной нагрузки, режима учебных занятий, продолжительности каникул, пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни, профилактика и пресечение курения, употребления алкогольных напитков, наркотических средств, психотропных, токсических и других одурманивающих веществ в учреждении образования).
4.32. Законными представителями несовершеннолетних учащихся являются их родители, усыновители (удочерители), опекуны, попечители.
Законные представители несовершеннолетних учащихся представляют права и законные интересы несовершеннолетних учащихся в общественных отношениях в сфере образования без специальных полномочий.
4.33. Основные права и обязанности законных представителей несовершеннолетних учащихся:
4.33.1. Законные представители несовершеннолетних учащихся имеют право на:
ознакомление со свидетельством о государственной регистрации Учреждения образования, настоящим Уставом, специальным разрешением (лицензией) на образовательную деятельность, сертификатами о государственной аккредитации, а также с учебно-программной документацией;
участие в управлении Учреждением образования;
защиту прав и законных интересов учащихся;
ознакомление с ходом и содержанием образовательного процесса, результатами учебной деятельности учащихся;
получение информации обо всех видах обследований (медицинских, психологических, педагогических) обучающихся.
Иные права законных представителей учащихся устанавливаются Кодексом Республики Беларусь об образовании, иными актами законодательства, настоящим Уставом, а также локальными нормативными правовыми актами Учреждения образования.
4.33.2. Законные представители несовершеннолетних учащихся обязаны:
обеспечивать условия для получения образования и развития учащихся;
уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса;
выполнять требования настоящего Устава, правил внутреннего распорядка для учащихся.
Иные обязанности законных представителей учащихся устанавливаются Кодексом Республики Беларусь об образовании, иными актами законодательства, настоящим Уставом, а также локальными нормативными правовыми актами Учреждения образования.
4.34. К работникам Учреждения образования относятся педагогические работники, а также лица, осуществляющие административно-хозяйственные, инженерно-технические и иные вспомогательные функции.
4.35. Основные требования, предъявляемые к педагогическим работникам, определяются их квалификационными характеристиками, утверждаемыми в порядке, установленном законодательством, на основании которых разрабатываются и утверждаются директором учреждения образования должностные инструкции.
4.36. Основные права и обязанности педагогических работников:
4.36.1. Педагогические работники имеют право на:
защиту профессиональной чести и достоинства;
обеспечение условий для осуществления профессиональной деятельности;
творческую инициативу, свободу выбора педагогически обоснованных форм и методов обучения и воспитания, учебных изданий и средств обучения;
доступ к учебно-программной, учебно-методической документации, информационно-аналитическим материалам;
участие в обновлении, разработке и определении структуры и содержания структурных элементов научно-методического обеспечения образования;
участие в научной, научно-технической, экспериментальной, инновационной, международной деятельности Учреждения образования;
участие в управлении Учреждением образования;
повышение квалификации переподготовку в случаях, предусмотренных законодательством;
участие в конкурсах профессионального мастерства;
моральное и материальное поощрение за успехи в педагогической деятельности;
объединение в профессиональные союзы, иные общественные объединения, деятельность которых не противоречит законодательству;
ежемесячную компенсацию расходов на приобретение учебной и методической литературы в порядке и на условиях, определяемых Правительством Республики Беларусь.
Иные права педагогических работников устанавливаются законодательством, настоящим Уставом и иными локальными нормативными правовыми актами Учреждения образования, а также трудовыми или гражданско-правовыми договорами.
4.36.2. Педагогические работники обязаны:
осуществлять свою деятельность на профессиональном уровне, обеспечивающем реализацию образовательных программ, программ воспитания;
соблюдать правовые, нравственные и этические нормы;
уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательного процесса, воспитанников;
повышать свой профессиональный уровень, проходить аттестацию;
вести здоровый образ жизни, пропагандировать его среди учащихся;
соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с особенностями психофизического развития;
проходить предварительный медицинский осмотр при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения Республики Беларусь;
вести работу с родителями и в микрорайоне Учреждения образования по вопросам обучения и воспитания детей;
исполнять приказы и распоряжения директора учреждения образования и его заместителя, решения, принятые советом учреждения образования и педагогическим советом.
Иные обязанности педагогических работников устанавливаются законодательством, настоящим Уставом и иными локальными нормативными правовыми актами Учреждения образования, а также их трудовыми или гражданско-правовыми договорами.
Педагогическим работникам запрещается использовать образовательный и воспитательный процессы в политических целях или для побуждения учащихся к действиям, противоречащим Конституции Республики Беларусь и законодательству.
4.37. Аттестация педагогических работников Учреждения образования осуществляется в порядке, определяемом Министерством образования Республики Беларусь.
4.38. К педагогической деятельности не допускаются лица, которым занятие данной деятельностью запрещено решением суда или по медицинским показаниям, а также лица, которые были осуждены за определенные преступления. Перечень соответствующих медицинских противопоказаний и составов преступлений определяются законодательством Республики Беларусь.
4.39. Штатное расписание Учреждения образования утверждается начальником Уполномоченного органа на основании типовых штатных нормативов, утверждаемых Министерством образования Республики Беларусь, в пределах средств, выделенных на оплату труда.
4.40. Права и обязанности иных работников Учреждения образования устанавливаются законодательством, настоящим Уставом и иными локальными нормативными правовыми актами Учреждения образования, их трудовыми или гражданско-правовыми договорами.
4.41. Трудовые отношения работников в Учреждении образования регулируются трудовыми договорами (контрактами), заключаемыми в соответствии с трудовым законодательством, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка.
4.42. Оплата труда работников Учреждения образования осуществляется в соответствии с законодательством, действующими в Учреждении образования положениями о премировании, надбавках и материальной помощи.
ГЛАВА 5. ИСТОЧНИКИ И ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА.
ФИНАНСОВАЯ И ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
5.1. Имущество Учреждения образования находится в собственности Учредителя и принадлежит Учреждению образования на праве оперативного управления.
Владение, пользование и распоряжение этим имуществом Учреждение образования осуществляет в пределах, определяемых законодательством.
5.2. Имущество Учреждения образования составляют основные фонды и оборотные средства, иные ценности, стоимость которых отражается в самостоятельном балансе Учреждения образования.
5.3. В случае осуществления Учреждением образования деятельности, приносящей доходы, полученные от такой деятельности доходы и приобретенное за счет их имущество поступают в самостоятельное распоряжение Учреждения образования и учитываются на отдельном балансе, если иное не предусмотрено законодательством.
5.4. Материально-техническая база Учреждения образования формируется по действующим нормативам с учетом обеспечения получения общего среднего образования, типа учреждения образования, форм получения образования.
5.5. Финансирование Учреждения образования осуществляется за счет средств районного бюджета на основе государственных и местных нормативов финансирования, определяемого из расчета на одного учащегося. Привлечение Учреждением образования дополнительных средств не влечет за собой снижение нормативов и размеров его финансирования из бюджета.
5.6. Дополнительными источниками финансирования учреждения образования являются:
доходы, полученные за счет осуществления деятельности, соответствующей целям и предмету деятельности Учреждения образования;
безвозмездная (спонсорская) помощь юридических и физических лиц;
иные источники, не запрещенные законодательством.
5.7. Источниками формирования имущества Учреждения образования являются:
средства районного бюджета;
имущество, переданное Учреждению образования Учредителем;
доходы, полученные за счет осуществления деятельности, соответствующей целям и предмету деятельности Учреждения образования;
безвозмездная (спонсорская) помощь юридических и физических лиц;
иные источники, не запрещенные законодательством.
5.8. Учреждение образования не вправе без согласия собственника отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему, если иное не установлено законодательными актами.
5.9. Учреждение образования может осуществлять платную образовательную деятельность по оказанию дополнительных образовательных услуг, не финансируемых из бюджета.
Стоимость дополнительных образовательных услуг определяется централизованной бухгалтерией Уполномоченного органа в соответствии с законодательством с учетом экономически обоснованных затрат. Денежные средства, полученные от приносящей доходы деятельности, в том числе оказания платных услуг, поступают на счет Уполномоченного органа и расходуются в соответствии с законодательством и Уставом Учреждения образования.
5.10. Отчетность вышестоящим органам предоставляется Учреждением образования в установленные сроки в соответствии с требованиями органов государственной статистики Республики Беларусь.
5.11. Бухгалтерская отчетность, основанная на данных бухгалтерского учета, предоставляется Учреждением образования государственным органам, которые уполномочены управлять государственной собственностью и имеют право осуществлять проверку деятельности Учреждения образования в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
5.12. Работники Учреждения образования и учащиеся обязаны бережно относиться к зданиям, сооружениям, оборудованию и иному имуществу Учреждения образования, использование которого должно осуществляться в соответствии с назначением имущества, санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами.
ГЛАВА 6. ПОРЯДОК УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ.
СТРУКТУРА И ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ И САМОУПРАВЛЕНИЯ
6.1. Управление Учреждением образования осуществляется в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, иными актами законодательства, настоящим Уставом и строится на сочетании принципов единоначалия и самоуправления.
6.2. К исключительной компетенции Учредителя относится:
принятие решения о создании, реорганизации и ликвидации Учреждения образования;
утверждение Устава Учреждения образования, изменений и (или) дополнений, вносимых в устав Учреждения образования;
определение предмета, целей и задач деятельности Учреждения образования;
назначение на должность и освобождение от должности директора Учреждения образования, заключение, изменение, прекращение трудового договора (контракта) с директором Учреждения образования;
осуществление функций контроля за использованием и сохранностью имущества.
Учредитель реализует иные права и обязанности, установленные законодательством и настоящим Уставом.
6.3. Учредитель Учреждения образования обеспечивает обновление и развитие материально-технической базы Учреждения образования.
6.4. Непосредственное руководство Учреждением образования осуществляет его директор, который назначается на должность и освобождается от должности Учредителем по представлению Уполномоченного органа.
6.5. Директор имеет заместителей по учебной и воспитательной работе. Заместители директора назначаются на должность начальником Уполномоченного органа по представлению директора Учреждения образования.
6.6. Директор Учреждения образования:
организует деятельность Учреждения образования и его коллектива на достижение поставленных целей и задач;
создает условия для творческой деятельности учащихся и педагогических работников;
оказывает поддержку в работе педагогическим и ученическим общественным организациям;
выносит наиболее важные вопросы школьной жизни на обсуждение совета, педагогического совета школы;
заботится о моральной и социальной защите учащихся и педагогических работников;
действует от имени Учреждения образования без доверенности и несет ответственность за результаты его деятельности в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
издает приказы, заключает договоры, выдает доверенности, открывает счета в банках в пределах своей компетенции;
организует управление учебной, воспитательной, научно-методической работой сотрудников Учреждения образования;
утверждает должностные инструкции педагогических работников Учреждения образования;
осуществляет прием и увольнение работников, осуществляющих административно-хозяйственные, инженерно-технические и иные вспомогательные функции, утверждает их должностные инструкции;
применяет меры дисциплинарного воздействия к педагогическим работникам, работникам, осуществляющим административно-хозяйственные, инженерно-технические и иные вспомогательные функции;
реализует иные полномочия, установленные актами законодательства и настоящим Уставом.
6.7. Директор Учреждения образования в деятельности по управлению Учреждением образования взаимодействует с органами самоуправления Учреждения образования.
6.8. Основным органом самоуправления Учреждения образования является совет Учреждения образования, возглавляемый директором Учреждения образования.
Состав совета формируется из представителей учащихся, их законных представителей, педагогических и иных работников учреждения образования.
В состав совета могут входить представители местных исполнительных и распорядительных органов, иных государственных органов, общественных объединений и иных организаций.
В состав совета Учреждения образования входит 9 человек. Количественный состав формируется в следующей пропорции:
25 процентов – представители учащихся Учреждения образования, их законных представителей;
75 процентов – представители администрации, педагогических и иных работников Учреждения образования, местных исполнительных и распорядительных органов, иных государственных организаций, общественных объединений, иных организаций.
Представители учащихся избираются открытым голосованием на общешкольном ученическом собрании, их законные представители на родительском собрании – открытым голосованием.
Представители педагогических и иных работников Учреждения образования избираются открытым голосованием на общем собрании трудового коллектива.
Срок полномочий совета составляет 3 года.
Организация деятельности совета Учреждения образования определяется Положением о совете учреждения образования, утверждаемым Министерством образования Республики Беларусь.
6.9. В Учреждении образования создается педагогический совет и могут создаваться попечительский совет, родительский комитет, совет профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, иные органы самоуправления. Компетенция, состав и организация деятельности данных органов самоуправления Учреждением образования определяются положениями о соответствующих органах самоуправления, утверждаемыми Министерством образования Республики Беларусь, советом Учреждения образования.
6.10. Органы самоуправления Учреждения образования создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством и настоящим Уставом.
ГЛАВА 7. УЧЕТ, ОТЧЕТНОСТЬ И ПОРЯДОК КОНТРОЛЯ
ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
7.1. Учреждение образования осуществляет оперативный и бухгалтерский учет результатов своей деятельности, представляет статистическую и иную отчетность в установленном порядке, а также оперативную информацию о результатах финансово-хозяйственной деятельности Учредителю.
7.2. За непредставление и (или) искажение отчетности, нарушение сроков ее представления должностные лица Учреждения образования несут установленную законодательством ответственность.
7.3. Контроль за деятельностью Учреждения образования осуществляется Учредителем и уполномоченными государственными органами.
Ревизии финансово-хозяйственной деятельности Учреждения образования проводятся в порядке, установленном законодательством.
7.4. Государственные органы, уполномоченные осуществлять контроль за обеспечением качества образования, осуществляют деятельность по проверке соответствия образования образовательному стандарту, учебно-программной документации образовательных программ, образовательной деятельности требованиям законодательства.
7.5. Учреждение образования осуществляет комплексный анализ образовательной деятельности, включающий самопроверку, самооценку образовательной деятельности (самоконтроль за обеспечением качества образования).
Порядок и периодичность проведения самоконтроля за обеспечением качества образования определяются директором Учреждения образования.
ГЛАВА 8. МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
8.1. Учреждение образования имеет право устанавливать прямые связи с органами управлений образованием и общеобразовательными учреждениями зарубежных стран, международными организациями, фондами в целях обмена опытом организации общего среднего образования, международных и национальных проектов и программ в сфере образования, международных образовательных мероприятий (конференций, форумов, оздоровительных и профильных лагерей для учащихся, обмен учащимися и педагогическими работниками и др.)
8.2. Международное сотрудничество Учреждение образования осуществляет на принципах независимости, равенства, обоюдной выгоды, взаимного уважения в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
ГЛАВА 9. РЕОРГАНИЗАЦИЯ И ЛИКВИДАЦИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
9.1. Создание, реорганизация и ликвидация Учреждения образования осуществляются в порядке, установленном Кодексом Республики Беларусь об образовании и иными актами законодательства.
9.2. Решение о ликвидации Учреждения образования принимается Учредителем на основании оценки последствий такой ликвидации с учетом количества лиц, подлежащих обучению на уровне общего среднего образования на территории соответствующей административно-территориальной единицы, и количества учреждений образования, реализующих программы общего среднего образования на этой территории.
9.3. В случае прекращения деятельности Учреждения образования, аннулирования, прекращения действия специального разрешения (лицензии) на образовательную деятельность Учреждения образования (по его обособленным подразделениям, в отношении одной или нескольких работ и (или) услуг, составляющих образовательную деятельность) Учредитель принимает меры по переводу учащихся с их согласия, согласия законных представителей несовершеннолетних учащихся в другие учреждения образования, реализующие соответствующие образовательные программы, в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Беларусь.
9.4. Имущество Учреждения образования, которое осталось после ликвидации, предается собственнику имущества.
9.5. Учреждение образования считается ликвидированным, а его деятельность остановленной с момента внесения записи о ликвидации в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.