Памятка
Родительское собрание «ОСТОРОЖНО: СУИЦИД».
Целевая группа: родители учащихся VIII классов.
Время проведения занятий – 3-я четверть.
Цель: повышение психолого-педагогических знаний родителей о причинах, признаках и характере подросткового суицида, видах оказания первой помощи в кризисной ситуации.
Задачи:
- познакомить родителей с проблемой суицида в подростковой среде, влиянии характера внутрисемейных взаимоотношений на поведение ребёнка;
- формировать представления о способах выражения любви и внимания к ребёнку, понимание о проблемах подросткового возраста;
- воспитывать уважение к личности подростка;
- предложить рекомендации по профилактике подросткового суицида, видах оказания помощи в кризисной ситуации.
Ход мероприятия:
Педагог социальный.
Здравствуйте уважаемые родители! Именно сегодня хотелось бы начать нашу встречу словами героя фильма «Доживем до понедельника»: «Счастье – это тогда, когда тебя понимают».
Ведь так важно, чтобы люди, которые находятся рядом, понимали нас с полуслова, с полувзгляда, с полужеста. Но не всегда так получается в реальной жизни, к большому нашему сожалению.
Представьте или вспомните на минуту ситуацию, когда мы, взрослые, что-то доказываем, приводим аргументы, а нас просто не понимают. Сразу же возникает дискомфорт. А каково детям? Многие трудности семейного воспитания зачастую связаны с непониманием, с неумением родителей войти в мир вещей и взаимоотношений ребенка, в мир детства. И часто мы, родители, слышим: «Ты меня не понимаешь!».
Поэтому прежде, чем мы начнём работать дальше, давайте выполним вместе упражнение «Психологическая зарядка», чтобы определить, насколько сегодняшняя тема важна именно для Вас.
Итак, слушаем внимательно и выполняем инструкцию:
* Если в вашей семье время от времени возникают «приступы непослушания» – похлопайте в ладоши.
* Если вы ребенка чаще хвалите, чем ругаете и наказываете – дотроньтесь до кончика носа.
* Если вы считаете себя хорошим родителем – постучите кулаком в грудь.
* Если у вас возникают какие-либо сложности или непонимание со своим ребенком – закройте глаза.
* Бывает ли в вашей семье так: вы наказываете ребенка, а другие члены семьи тут же начинают упрекать вас в излишней строгости и утешать ребенка – потопайте ногами.
* Если вы считаете, что в воспитании детей главное – пример взрослых – поднимите руку.
* Если вы делаете все возможное, чтобы вашему ребенку было комфортно в семье – погладьте себя по голове.
Спасибо за работу. Анализируя ваши движения, можно легко заметить, что иногда нам трудно понять наших детей, найти с ними общий язык, хотя все мы стараемся приложить максимум усилий для того, чтобы дать все самое лучшее своему ребёнку, забывая о том, что самое лучшее – это наши внимание и забота.
Педагог-психолог.
Уважаемые родители! Сегодня нам хочется обсудить непростую, но крайне важную тему, которая связана с безопасностью жизни и здоровья детей. Говорить мы будем о проблеме суицида среди детей и подростков. Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что в последнее время увеличился рост количества суицидальных попыток в подростковой среде.
Просмотр видеоролика: «Я не вернусь сюда никогда».
- Какие эмоции вызвал у вас этот фильм?
- Как вы думаете, что стало причиной трагического события в семье?
- Что можно было сделать, на ваш взгляд, чтобы предотвратить трагедию?
Действительно, в данном ролике была показана неблагополучная семья, в которой жестоко обращались с детьми. Атмосфера напряженности и конфликтных семейных ситуаций действует на ребенка резко отрицательно. Дом перестает быть для него опорой, он теряет чувство безопасности, исчезает тот источник, которым была для него семья, когда в ней царила эмоциональная связь родителей, когда они и мир их ценностей были примером для подражания. Нарушение такой стабильности семейной системы может привести ребенка, особенно в младшем школьном и подростковом возрасте, к поискам опоры вне дома. В таком состоянии дети легче поддаются внешним влияниям, так как стремятся к разрядке внутреннего напряжения.
Надо помнить, что чем длительнее по времени разногласия в семье, тем сильнее их отрицательное влияние на ребенка. Эмоциональное состояние родителей остро воспринимают дети любого возраста. Там, где взаимоотношения родителей искажены, развитие детей идет с отклонением от нормы. В таких условиях омрачаются или даже утрачиваются представления о светлых идеалах любви и дружбы, которые человек усваивает в раннем возрасте на примере самых близких людей – отца и матери. Кроме того, конфликтные ситуации ведут к тяжелым психическим травмам.
Практическое задание.
Возьмите листок бумаги. Представьте, что этот лист – душа вашего сына или дочери. Когда-нибудь вы ругали своих детей злобно, не выдержанно. При каждом сгибе листка вспомните все то негативное, что было сказано вами в адрес ребенка. А сейчас начинайте разгибать лист и с каждым отгибанием вспоминайте, то хорошее, что вы говорили детям.
Что произошло с листом бумаги? (родители высказывают свои мнения).
Вы расправили листок, но на нем так и остались линии сгиба. Так же и в душе детей на всю жизнь остаются травмы от непонимания и несправедливости к ним.
Многим из нас кажется, что суицид или самоубийство – это то, что никогда не случится с моим ребенком. И к сожалению очень часто установка на то, что мой ребенок не способен по своему желанию уйти из жизни, мешает нам с вами трагедию предотвратить.
-Итак, что же такое суицид?
Суицид – это умышленное лишение себя жизни. «Парасуицид» – «суицидальная попытка».
Что может привести ребенка и подростка к суицидальным действиям?
Выделяют следующие суицидальные мотивы:
- личностно-семейные: хронические семейные конфликты; развод родителей; болезнь, смерть близких; одиночество, неудачная любовь; оскорбление, унижение со стороны окружающих и т.д.;
- состояние здоровья: психические заболевания, соматические заболевания;
- конфликты, связанные с антисоциальным поведением: опасение уголовной ответственности, боязнь иного наказания или позора (изнасилование, нежелательная беременность);
- конфликты, связанные с учебой;
- материально-бытовые трудности семьи.
- Каковы же признаки суицидальное поведение?
- Как узнать, что у ребенка есть суицидальные проявления?
Почти каждый, кто всерьез думает о самоубийстве, так или иначе дает понять окружающим о своем намерении. Самоубийства не возникают внезапно, импульсивно, непредсказуемо или неизбежно. Они являются последней каплей в чаше постепенно ухудшающейся ситуации. Среди тех, кто намеревается совершить суицид, тем или иным образом раскрывает свои стремления.
Существуют определенные признаки, по которым можно понять, что ребенок склонен к суициду. Данные признаки, можно разделить на 3 группы: словесные, поведенческие и ситуационные.
Поведенческие признаки:
1. Раздает другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводить в порядок дела, мирится с давними врагами.
2. Демонстрирует радикальные перемены в поведении, такие, как:
- в еде – ест слишком мало или слишком много;
- во сне – спит слишком мало или слишком много;
- во внешнем виде – становится неряшливым;
- в школьных привычках – пропускает занятия, не выполняет домашние задания, избегает общение с одноклассниками; проявляет раздражительность, угрюмость; находиться в подавленном настроении;
- проявляет замкнутость от семьи и друзей;
3. Проявляет признаки беспомощности, безнадежности и отчаяния.
Словесные признаки:
1. Прямо и явно говорит о смерти: «Я собираюсь покончить с собой»; «Я не могу так дальше жить».
2. Косвенно намекает о своем намерении: «Я больше не буду ни для кого проблемой»; «Тебе больше не придется обо мне волноваться».
3. Много шутит на тему самоубийства.
4. Проявляет нездоровую заинтересованность вопросами смерти.
Ситуационные признаки:
1. Социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствует себя отверженным.
2. Живет в нестабильном окружении (серьезный кризис в семье – в отношениях с родителями или родителей друг с другом; алкоголизм – личная или семейная проблема);
3. Ощущает себя жертвой насилия – физического, сексуального или эмоционального.
4. Предпринимал раньше попытки суицида.
5. Имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кем-то из друзей, знакомых или членов семьи.
6. Перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей).
7. Слишком критически настроен по отношению к себе.
Если вы обратили внимание на то, что ваш ребенок проговаривает, или во внешнем виде проявляет те признаки, о которых говорилось выше, нужно обязательно побеседовать с ним, скорее всего у него есть проблемы, разрешить которые он не в состоянии. Обратитесь вместе с вашим ребенком к специалисту, чтобы вместе разработать стратегию помощи (к психологу, врачу-психиатру, врачу-психотерапевту).
- Что же нужно делать вам, как родителям, для того, чтобы предотвратить суицид у детей?
Для профилактики суицидального поведения необходимо следовать ряду правил.
Открыто обсуждать семейные и внутренние проблемы детей.
Всегда находить время для того, чтобы выслушать своего ребенка.
Обязательно установить теплый эмоциональный контакт с ребенком, говорить почаще, что любите его, что он важен для вас.
Помогать своим детям строить реальные цели в жизни и стремиться к ним. Искать конструктивные выходы из ситуации. Строить совместные планы на будущее. Можно попросить ребенка совместно с вами поразмышлять над альтернативными решениями проблемы.
Не отрицать переживаний вашего ребенка. Высказывания: «Нечего переживать», «Не бери в голову», «Это все глупости» приведут к потере его доверия к вам. Оказывайте эмоциональную поддержку (выслушайте, обнимите и т.д.). Желательно быть искренним и откровенным с ребенком делиться своими чувствами и переживания.
Не скупиться на похвалу. К сожалению, все мы скоры на расправу, особенно если речь идет о ребенке. А вот похвалы от родителей дождаться не так уж и просто. И очень зря – если вы не будете регулярно хвалить своего ребенка, его самооценка вряд ли будет достаточно высокой. Конечно же, за вымытую за собой тарелку хвалить каждый раз – это перебор. А вот если вы хотя бы раз в неделю отметите, какой у вас помощник, ребенок это обязательно оценит.
Ни при каких обстоятельствах не применяйте физические наказания.
Предъявлять требования соответствующие возможностям вашего ребенка.
Педагог-психолог.
Сейчас вы получите памятку и буклет с конкретными рекомендациями по профилактике суицидального поведения детей, содержание памятки можно изучить дома.
Уважаемые родители, помните, что самая главная профилактика суицидов среди детей и подростков – это здоровые, доверительные отношения внутри семьи. Как бы не была загружена ваша жизнь, жизнь ребенка должна быть всегда на первом месте.
Педагог социальный.
И нашу встречу хочется закончить китайской притчей «Ладная семья».
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье. Ни ссор, ни ругани, ни, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого императора. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился император. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи и говорит:
– Расскажи, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье?
Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение.
Прочел император и спросил:
– И все?
– Да, – ответил старик, – это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.
И, подумав, добавил:
– И мира тоже.
Семья и школа – два социальных института, имеющих значительное влияние на детей. Наше воздействие будет тем эффективнее, чем полнее и глубже мы будем использовать свои возможности.
Спасибо всем за внимание! А сейчас, давайте поблагодарим друг друга аплодисментами. Мы заслужили их. Всего вам доброго! Спасибо всем за участие, общение, взаимодействие. Всего вам доброго!
раскрыть » / « свернуть