Диагностические признаки (маркеры) суицидального поведения
Раннему выявлению суицидального поведения способствует навык наблюдения. Дети и подростки, попавшие в кризисную ситуацию, меняются. Изменяется поведенческая составляющая, внешний вид, эмоциональные реакции, отношения с одноклассниками,
друзьями, интересы. Самоубийства часто, не возникают внезапно, импульсивно, непредсказуемо или неизбежно. Среди тех, кто намерился совершить суицид, от 70 до 75% тем или иным образом рассказывают свои стремления. Иногда это будет едва уловимые намеки; часто же угрозы являются легко узнаваемыми. Они ищут возможности высказаться и быть выслушанными.
Способы информирования о суициде:
- Прямое устное сообщение, когда человек открыто выражает свои мысли или планы в отношении суицида.
- Косвенное устное сообщение, в котором подростки не так явно делятся своими мыслями (например, «Я так больше не могу»).
- Прямое невербальное информирование (например, приобретение лекарств).
- Косвенное невербальное сообщение (например, внезапное, без видимой причины завершение планов, раздача любимых предметов).
К индикаторам суицидального рискам относятся особенности сложившейся ситуации, настроения, когнитивной деятельности и высказываний человека, которые свидетельствуют о повышенной степени суицидального риска
ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ИНДИКАТОРЫ
- Злоупотребление психоактивными веществами, алкоголем;
- Эскейп-реакции (уход из дома и т. п. );
- Самоизоляция от других людей и жизни;
- Резкое снижение повседневной активности;
- Изменение привычек, например, несоблюдение правил личной гигиены, уход за внешностью;
- Выбор тем разговора и чтения, связанных со смертью и самоубийством;
- Частое прослушивание печальной и траурной музыки;
- «Приведение дел в порядок» (урегулирование конфликтов, раздаривание личных вещей);
- Любые внезапные изменения в поведении и настроении, особенно – отдаляющие от близких;
- Склонность к неоправданно рискованным поступкам;
- Посещение врача без очевидной необходимости;
- Нарушение дисциплины или снижение качества работы и связанные с этим неприятности в учебе, на работе или службе;
- Расставание с дорогими вещами или деньгами;
- Приобретение средств для совершения суицида.
КОММУНИКАТИВНЫЕ ИНДИКАТОРЫ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА
- Прямые или косвенные сообщения о суицидальных намерениях («Хочу умереть» - прямое сообщение, «Скоро всё это закончится» - косвенное);
- Шутки, иронические высказывания о желании умереть, о бессмысленности жизни (также относятся к косвенным сообщениям);
- Уверения в беспомощности и зависимости от других;
- Прощание;
- Сообщение о конкретном плане суицида;
- Самообвинения;
- Двойственная оценка значимых событий;
- Медленная, маловыразительная речь.
КОГНИТИВНЫЕ ИНДИКАТОРЫ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА
- Разрешающие установки относительно суицидального поведения;
- Негативные оценки своей личности, окружающего мира и будущего;
- Представление о собственной личности как ничтожной, не имеющей права жить;
- Представление о мире как месте потерь и разочарований;
- «Туннельное виденье » - неспособность увидеть иные приемлемые пути решения проблемы, кроме суицида;
- Наличие суицидальных мыслей, намерений, планов.
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ИНДИКАТОРЫ
- Амбивалентность (двойственность) по отношению к жизни;
- Безразличие к своей судьбе, подавленность, беспомощность, отчаяние;
- Переживание горя;
- Признаки депрессии: приступы паники, выраженная тревога, бессонница, умеренное употребление алкоголя и утрата испытывать удовольствие;
- Несвойственная агрессия или ненависть к себе: гнев, враждебность;
- Вина или ощущение неудачи, поражения;
- Чрезмерные опасения или страхи;
- Чувство своей малозначимости, никчемности, ненужности;
- Рассеяность или растерянность.
СИТУАЦИОННЫЕ ИНДИКАТОРЫ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА
Любая ситуация, воспринимаемая человеком как кризис, может считаться ситуационным индикатором суицидального риска,
например:
- смерть любимого человека;
- сексуальное насилие;
- денежные долги;
- раскаяние за совершенное предательство;
- угроза тюремного заключения;
- угроза физической расправы;
- получение тяжелой инвалидности;
- неизлечимая болезнь и связанное с ней ожидание смерти;
- нервное расстройство;
- сексуальная неудача;
- шантаж;
- измена или уход любимого человека;
- ревность;
- систематические избиения;
- публичное унижение;
- коллективная травля;
- одиночество, тоска, усталость;
- религиозные мотивы;
- подражание кумиру и т. д.
Любое изменение в поведении ребенка должно настораживать: стал ли он угрюм или замкнут или наоборот, излишне возбудим, является поводом для того, чтобы обратить внимание на него внимание.
разгарнуць » / « згарнуць