Креативность классного руководителя как важное условие формирования творческой жизнедеятельности класса и развития индивидуальных творческих способностей детей
В условиях современной школы цель и назначение деятельности классного руководителя - создать условия для развития интеллектуальной и творческой личности школьника в коллективе. Каждый классный руководитель хочет видеть своих подопечных в будущем людьми успешными и поэтому всю свою воспитательную работу нацеливает на это. Рассматривая развитие творческих способностей с позиций успешности, активности, уверенности в себе, безболезненной адаптации к взрослой жизни, можно сделать вывод об огромной роли классного руководителя в формировании личности ученика.
Принцип формирования творческих способностей учеников реализуется через все направления воспитательной работы: здоровье, семью, культуру, природу, труд и др. Я твердо убеждена в том, что процесс воспитания детей будет результативным только тогда, когда каждое внеклассное мероприятие будет проводиться нешаблонно, необычно, нестандартно. Важный принцип моей воспитательной работы - в каждом мероприятии должно быть место для участия каждого ребенка. Нет смысла в мероприятиях, проводимых в классе, если в организации участвует несколько учащихся. Иногда классные руководители грешат тем, что классные часы превращают в бесконечные нотации и нравоучения учащихся. Пользы от таких классных часов мало, а отношение к таким встречам негативно. Поэтому организация моей воспитательной работы направлена на активное участие детей в жизни класса. Серьёзно подхожу к определению содержания работы с детьми. Содержание коллективных дел должно быть достаточно увлекательно, чтобы затрагивать интересы, чувства ребят, их душу, способствовать развитию, будить творческое начало. Творчество неотделимо от коллектива. Коллектив становится для ребенка той средой, где утверждается и раскрывается индивидуальность, проявляется инициатива, талант, ответственность за общее дело. Все творческие дела в моём классе коллективные, планируются, готовятся, обсуждаются и совершаются совместно с учениками и родителями.
При планировании учитывается разнообразие форм классных творческих дел с целью развития творческих способностей. Какие же пути и методы существуют для достижения данной цели? Назову некоторые из них.
1.Участие в конкурсах.
Участвуя в конкурсах, дети могут выбрать поле деятельности в соответствии со своими интересами.
2.Подготовка и проведение литературно-музыкальных композиций, праздников, устных журналов.
4.Заочные и очные экскурсии (музеи, театры, кино).
Экскурсия как форма внеклассной работы позволяет не только совершать прогулки по музеям, а также понять, что наш край богат талантливыми земляками.
5.Создание творческих письменных работ.
После каждой экскурсии дети пишут сочинения, где рассказывают о своих впечатлениях, об увиденном и услышанном.
6.Создание коллажей, плакатов, кроссвордов, декораций, рисунков, поделок.
Активизация творческих потребностей через систему воспитательной работы дает толчок к саморазвитию, самовоспитанию учеников, способствует личностному росту, т.е. расширяется мир знаний учащихся, устанавливается мир отношений с одноклассниками. Средствами внеклассных мероприятий развиваются природные и приобретённые способности учащихся, зарождается интерес к различным видам искусства, повышается внешняя и внутренняя культура, вырабатывается культура общения.
В проведении классных дел активно проявляют инициативу родители. Это влияет на положительный творческий результат проводимых мероприятий.
Совместное решение творческих задач позволило сформировать дружный, сплоченный, увлеченный коллектив. Мы постоянно находимся в творческом поиске, постоянно готовим классные мероприятия. Учащихся моего класса отличает любознательность, высокий уровень интеллекта, стремление к самостоятельности, способность к творчеству.
Развитие творческой личности тесно связано с обучением в системе дополнительного образования. Дети занимаются в музыкальном кружке, обучаются танцам, спортивные секции.
Итак, процесс воспитания учащихся должен быть процессом творческим. И об эффективности воспитательной работы классного руководителя можно судить только по качественным и количественным показателям.
Условия успешного развития творческих способностей:
Первым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо окружить ребенка такой средой и такой системой отношений «учитель – ученик», которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность.
Второе, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения. Третье условие успешного развития творческих способностей за-ключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д. Тогда желание, интерес ученика, эмоциональный подъём послужат надежной гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдёт на пользу.
Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает не навязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых – это и есть четвертое условие успешного развития творческих способностей.
Давно известно, что для творчества необходима комфортная психологи-ческая обстановка и наличие свободного времени, поэтому пятое условие успешного развития творческих способностей – тёплая дружелюбная атмосфера в коллективе. Взрослые должны создать безопасную психоло-гическую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных открытий. Важно постоянно стимулировать ученика к творчеству, проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям не свойственным в реальной жизни.
Классному руководителю необходимо не только заметить увлеченность детей, но, главное, помочь им развить творческое воображение и фантазию. Для этого важно, чтобы ребенок проявлял любовь к прекрасному, не только путем созерцания, но и, будучи взрослым, вносил красоту в быт, во все окружающее, становясь настоящей творческой личностью.
Чтобы любое занятие было направлено на развитие творческих способностей учащихся и реализовало их, педагогу необходимо при его проведении ориентироваться на следующие принципы:
1. Принцип «пользователя». Учитель должен пользоваться современными педагогическими развивающими технологиями, ориентированными на развитие способности учащегося быть субъектом образовательной деятельности как процесса своего развития в целом: и телесного, и эмоционального, и интеллектуального, и личностного, и духовно-нравственного.
2. Принцип «принятия другого». Согласно данному принципу учитель должен изначально принимать ученика как индивидуальность, имеющую право быть личностью со своими, уже сложившимися особенностями. Это означает, что отношение «ученик – учитель» уже не может строиться по логике объект - субъектного взаимодействия.
3. Принцип «проектирования и реализации» образовательной среды, способствующей раскрытию творческих способностей учащихся.
4. Принцип «самосознающей позиции», т.е. умение встать в рефлексивную (самосознающую) позицию по отношению к тому, чему учить, как учить и зачем учить.
5. Принцип «сотрудничества».
Обязательные условия проведения занятия, направленного на развитие творческих способностей учащихся, можно сформулировать следующим образом.
1. Педагог должен принимать все ответы и реакции детей (устные и письменные ответы; ответы, имеющие литературную и нелитературную форму; ответы в графической и пластической форме, в форме поведения и реакции на другого человека).
2. Необходимо обеспечить независимость выбора и принятия решений учащимися для того, чтобы они могли самостоятельно контролировать собственное продвижение.
3. Каждой идеей ученика учитель должен восхищаться.
4. Ошибка ученика должна использоваться как возможность нового, неожиданного взгляда на что-то привычное.
5. Непременным условием проведения занятия является положительная поддержка личности каждого ребенка.
6. Во время занятия исключается всякая критика личности и деятельности детей.
7. Следует шире использовать в воспитательной деятельности повседневный опыт детей.
Основная задача такого занятия - помочь раскрыть собственные возможности ученика.
разгарнуць » / « згарнуць