В настоящее время остро стоит проблема экологического образования населения. Необходима система экологического просвещения, которое является одним из выходов из глобального экологического кризиса, так как оно подразумевает гармонизацию экологического мышления и отказ от потребительского отношения к природе.
На базе ГУО «Ореховская средняя школа имени Н.Л. Костюченко Ушачского района» разработана экологическая тропа.
Цель экологической тропы: создать условия для непрерывного экологического образования детей, развивать экологическую культуру личности и общества, через формирование практического опыта природопользования.
Экологическая тропа “Наедине с природой” была создана совместно с Сорочинским лесничеством,инспекцией природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Под руководством инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды проводилась следующая работа:
- учебная и пропагандистская работа с учащимися и родителями по вопросам охраны природы;
- беседа по воспитанию экологически грамотной культуры поведения человека в окружающей среде;
- уборка мусора на экологической тропе и в окрестностях микрорайона школы;
- обмен опытом образовательно-воспитательной работы педагогов с детьми в природных условиях;
- наблюдению учащимися объектов и явлений природы и дальнейшему нахождению тем для будущей научно-исследовательской работы;
- разработаны плакаты, буклеты по охране природы;
- оформлена фотовыставка «Природа вокруг нас»;
- организована профориентационная встреча с представителями инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды
1. Пояснительная записка
В природе все одно с другим связано,
и нет в ней ничего случайного.
И если выйдет случайное явление –
ищи в нем руку человека.
Михаил Пришвин
В настоящее время остро стоит проблема экологического образования населения. Необходима система экологического просвещения, в которую бы входили не только средства массовой информации и экологические курсы в учебных заведениях, но и непосредственное общение человека с природой. Экологическое просвещение является одним из выходов из глобального экологического кризиса, так как оно подразумевает гармонизацию экологического мышления и отказ от потребительского отношения к природе.
В этом случае поможет экологическая тропа. Особенность процесса экологического воспитания на тропах природы состоит в том, что он строится на основе непринуждённого усвоения информации и норм поведения непосредственно в природном окружении.
Экологическая тропа – маршрут, проходящий через различные природные объекты, имеющие эстетическую, природоохранную и историческую ценность, на котором идущие получают устную или письменную информацию об этих объектах. Это одна из форм воспитания экологического мышления, мировоззрения, трудолюбия, бережного отношения к природе и всему живому.
Экологическая тропа “Наедине с природой” была создана совместно с Сорочинским лесничеством, инспекцией природных ресурсов и охраны окружающей среды. Она знакомит экскурсантов с разными объектами природы, находящимися в пределах микрорайона школы, и испытывающими антропогенную нагрузку, позволяет передать учащимся знания о естественных явлениях и объектах, создать предпосылки для экологического воспитания и природоохранного мышления.
Таким образом, организация экологической тропы способствует:
- проведению учебной и пропагандистской работы по вопросам охраны природы;
- созданию условий для воспитания экологически грамотной культуры поведения человека в окружающей среде;
- приобретению педагогами опыта образовательно-воспитательной работы с детьми в природных условиях;
- изучению и наблюдению учащимися объектов и явлений природы и дальнейшему нахождению тем для будущей научно-исследовательской работы.
2. Основные характеристики экологической тропы
Вид тропы: учебно-познавательная.
Местонахождения: агр. Ореховно, территория и окрестности Ореховской средней школы.
Год закладки новой экологической тропы: 2013.
Состояние тропы: хорошее, местами удовлетворительное.
Охрана маршрута: не осуществляется.
Протяженность: 2,5–3 км.
Режим пользования: учебные экскурсии, исследования, свободное посещение.
Краткое описание границ маршрута: маршрут начинается с крыльца школы, затем движение по территории школьного двора: дендрарий, школьный сад, пришкольный участок, далее ручей и плотина бобра, выход на луг, потом опушка леса, посещение памятников погибшим в годы ВОв и Н.П.Жукова, далее Усадьба пана Грабницкого с аллеей и завершает маршрут остановка возле пруда недалеко от школы.
Назначение экологической тропы: «Наедине с природой» .
Цель тропы: создать условия для непрерывного экологического образования детей, развивать экологическую культуру личности и общества, через формирование практического опыта природопользования, знать природные и исторические объекты своей Родины.
Образовательная – расширение у экскурсантов знаний об объектах и процессах окружающей нас природы; научить самим наблюдать и замечать явления природы, видеть прекрасное и удивительное в самых обычных живых объектах, заинтересовать и побудить к дальнейшему самостоятельному изучению биологии и экологии, научить замечать различные проявления антропогенного фактора и уметь правильно их оценивать.
Воспитательная – способствовать воспитанию экологической культуры поведения человека, развивать экологическую сознательность, разъяснять правила поведения на природе и важность коренного изменения взаимоотношений Человечества и Природы, воспитывать бережное отношение к малой Родине.
Развивающая – помимо образовательной и воспитательной целей, экологическая тропа может и должна использоваться для организации активного отдыха учащихся на природе, как в период школьных занятий, так и во время летнего отдыха.
Варианты работы с учащимися на тропе:
- проведение занятий, сезонных экскурсий;
- мини-субботники;
- исследования на тропе:
- наблюдения за растениями в природе (по сезонам),
- развешивание кормушек,
- наблюдения за перелетными и зимующими птицами (по сезонам),
- оформление гербария,
- фотографирование,
- рисунки, плакаты, поделки;
- сбор природного поделочного материала (шишки, желуди, листья...).
Формы и методы работы с родителями на экологической тропе:
- взросло-детские проекты;
- изготовление поделок, рисунков;
- субботники по облагораживанию территории детского сада;
- участие в конкурсах;
- фотовыставки;
- изготовление экологической газеты;
3. Экологическая характеристика тропы
Экологическая тропа “Наедине с природой” проходит по окрестности агрогородка Ореховно и, следовательно, содержит ряд типичных для этого района биоценозов, как естественного, так и искусственного происхождения. Основным биоценозом по маршруту тропы является луг, пруд, лес. Где характеристика сильно различается в разное время года.
Растительный мир достаточно богат и разнообразен; очень разнообразны травянистые растения, имеются и лесные и болотные виды, а также культурные виды на искусственных биоценозах, дендрофлора представлена местными видами.
Животный мир в зоне прохождения тропы тоже разнообразен, в первую очередь беспозвоночные: особенно много насекомых, паукообразных, есть различные черви и моллюски, позвоночные обычно менее доступны взору и необходимо время и умение, чтобы их обнаружить.
Большой интерес представляют плотина бобра. На тропе можно понаблюдать за водными насекомыми и их личинками, моллюсками, земноводными и птицами.
4. Оформление экотропы
Мы используем следующие типы информационных текстов и знаков:
- общий указатель;
- правила поведения на природе;
- лозунги и призывы;
- сведения об отдельных природных объектах и явлениях;
- поэтические тексты, рисунки об отношении человека с природой;
- экологические дорожные знаки и указатели;
- документы подтверждающие административную ответственность за нарушение правил поведения на природе.
Экологическая тропа - это место не только приобретения, но и пропаганды своего поведения в природном окружении, над тем, какой пример взрослый человек подает подрастающему поколению.
5. Станции маршрута экологической тропы “Наедине с природой”
На протяжении маршрута экологической тропы “Наедине с природой” мы запланировали 9 станций, т.е. остановок для экскурсантов, где они могут более подробно ознакомиться с теми или иными биоценозами, представителями флоры и фауны, оценить экологическую ситуацию и антропогенное влияние на природу. Совместно с инспекцией природных ресурсов и охраны окружающей среды ученики и родители были ознакомлены с административной и уголовной ответственностью за нарушение правил поведения на природе.
Не все эти станции обязательны для прохождения во время экскурсии, при проведении тематических экскурсий часть остановок может быть пропущена, на других можно побыть более длительное время и рассказ может быть подробнее.
Всё зависит от возраста группы.
Всего маршрут тропы включает 9 станций:
Станция №1 – Дендрарий
Станция №2 – Школьный сад
Станция №3 – Пришкольный участок
Станция №4 – Плотина бобра
Станция №5 – Луг
Станция №6 – Смешанный лес
Станция №7 – Обелиск
Станция №8 – Усадьба пана Гребницкого с аллеей
Станция №9 – Пруд
Станции
|
Место расположения
|
Название объекта и основное содержание
|
№1
Начало маршрута
|
Вокруг здания школы
|
Школьный дендрарий Знакомство с экологией древесных пород, их влияние на микроклимат города и оздоровительная роль на организм человека
|
№2
|
Школьный двор
|
Сад Рассказ о разнообразии пород яблок, пользе яблок для организма человека. Знакомство с представителями флоры и фауны сада
|
№3
|
Школьный двор
|
Пришкольный участок Беседа про виды овощных культур, выращиваемых на пришкольном участке, выращивание растений, наблюдение за их ростом и развитием, проведение сельскохозяйственных опытов,
|
№4
|
За территорией школы
|
Плотина бобра
Рассказ об устройстве платины, вреда и пользе.
|
№5
|
На территории школы
|
Луг
Рассказ об обитателях луга
|
№6
|
Вдоль дороги напротив пруда
|
Смешанный лес.
Рассказ об значении леса, его обитателях, составление цепей питания, изучение видового разнообразия растений леса
|
№7
|
В центре агр. Ореховно
|
“Обелиск”
Рассказ об обелиске погибшим воинам в годы ВОв и могиле Н.П. Жукова
|
№ 8
|
В центре агр. Ореховно
|
Усадьба и аллея Рассказ об истории аллеи и видах растений, о усадьбе и ее владельце,
|
№9
|
Возле школы
|
Пруд
Рассказ об обитателях водоема, цепи питания
|
В начале экскурсии рекомендовано начать беседу о культуре поведения в природе, рассказать о том, когда и с какой целью была устроена эта тропа, познакомить с схемой тропы. Каждому участнику выдается памятка – обращение к посетителям: “Как себя вести наедине с природой” (Приложение 1).
Перед началом экскурсии необходимо обратиться к посетителям тропы с вступительными словами:"Мы создали экологическую тропу, для того, чтобы вы, пройдя по ней, увидели и узнали, как живёт и чувствует себя окружающая вас природа, чтобы каждый из вас почувствовал в груди огонёк желания сохранить природу от любого неразумного обращения к ней. Экологическая тропа ждёт вас!”
Кроме этого, предлагается определить свое настроение на каждой остановке тропы и отметить, по ходу маршрута, листочек “эмоциональный фон” соответствующим цветом:
- кленовый листок красный – я восхищаюсь,
- кленовый листок желтый – мне приятно,
- кленовый листок зеленый – я равнодушен, спокоен,
- кленовый листок синий – мне неприятно,
- кленовый листок черный – я возмущаюсь (Приложение 2).
Итак, вперед!
Учитель:
- Дорогие друзья! Доброе утро! Потому что, в какое время Вы ни пришли бы к нам, у нас всегда утро новой встречи с Вами. А у Вас – утро новой встречи с прекрасной природой. Мы приветствуем Вас и желаем новых открытий, больших и маленьких. Пусть Ваше общение с природой не омрачит настроение ни Вам, ни Ей. Вы пришли в мир дикой природы. Считайте, что она пригласила Вас к себе в гости. Постарайтесь выразить ей свою любовь и уважение своим примерным поведением. А для этого совместно с инспекцией природных ресурсов и охраны окружающей среды нами были разработаны некоторые правила поведения, соблюдение которых поможет природе оставаться такой же красивой, а вам – здоровыми, счастливыми и невредимыми.
Пожалуйста:
- Идя по маршруту, никогда не меняйте его трассы.
- Не засоряйте маршруты. Постарайтесь весь мусор (свой и чужой) вынести с тропы. За это природа скажет вам спасибо (во время экскурсии предусмотрено ношение с собой мусорных мешков).
- Не применяйте мыла или синтетических моющих веществ при пользовании природными водоемами. Там тоже есть своя жизнь, и дайте ей возможность развиваться в чистой среде.
- Не рубите деревья и кустарники, даже если они вам кажутся отжившими свой век. Их стволы и корни являются важным звеном среди всех компонентов ландшафта.
- Не заготавливайте “дары природы”, не собирайте лекарственные растения, не рвите цветы. Даже самые невзрачные. Даже для гербария. Пусть они растут и радуют не только вас, но и тех, кто придет после. И тех животных, жизнь которых неразрывно связана именно с этим растением, с этим цветком.
- Берите на память о природе тех мест, что вы посетили, только фотографии.
- Не оставляйте после себя надписи на камнях и деревьях. Такие автографы – нехорошая “память” на долгие времена.
- Ни при каких обстоятельствах и ни при какой погоде не оставляйте после непотушенных костров. Одна маленькая искорка может привести к великой беде.
- С уважением относись ко всем животным, будь то огромный медведь или маленькая ящерка, которые встретятся вам на маршруте. Не стоит пугать их громкими криками и тем более преследовать или ловить. Помните, что это не ваша, а их заповедная территория, и пусть им будет спокойно и безопасно жить на ней.
- По возможности не сходите с тропы: вы можете нечаянно потревожить спрятавшегося в зарослях зверя, спугнуть птицу с гнезда или наступить на какую-нибудь букашку – и тем самым нарушить естественное равновесие экосистеме.
- Идя по тропе или находясь на стоянке, не создавайте лишнего шума, зря не кричите, не включайте магнитофон или радиоприемник. Лучше послушайте сами и дайте возможность другим услышать музыку природы: пение птиц, шелест листвы, журчание ручья.
Описание станций экологической тропы.
Экскурсионные объекты (станции)
Станция №1 – Дендрарий
Идея создания дендрария возникла из необходимости изменить отношение учащихся школы к пришкольному участку (огороду) и летней трудовой практике. Учителя школы все чаще стали отмечать, что наши дети не знают названия тех растений, среди которых мы живём.
Дендрарий – это участок, где в открытом грунте культивируются различные виды деревьев, кустарников и растений. Создавая дендрарий, мы заботимся о том, чтобы его устройство было рациональным, комфортабельным, способствовало развитию у учащихся эстетического вкуса, помогало в изучении биологии, географии, экологии, краеведения и других дисциплин. Дендрарий находится на территории школы, поэтому он выполняет еще и декоративную функцию.
На станции «Дендрарий» участникам тропы предлагается побыть в роли садовника. В зависимости от сезона года и погодных условий предлагается выполнить следующие задания
-Посадить новый вид дерева или кустарника;
-Подкормить питательным грунтом растения;
-Сграбить старую листву;
-Сосчитать количество домиков для птиц (назвать их обитателей;
-Назвать минимум 5 видов растений, прорастающих в дендропарке);
-Смастерить и повесить новый домик для птиц;
-Развесить кормушки для птиц;
-Регулярно наполнять кормушки кормом.
Делая домики, важно соблюдать правильные размеры, иначе птицы не станут там жить. (Например, размер дна домика для маленьких птичек - синицы, горихвостки - должен быть не более 10x10 см) Домики делают из хорошо просушенных не струганных досок. В стенках не должно быть щелей и трещин, иначе при холодной погоде птенцы могут погибнуть. Если щели все-таки есть, их следует замазать глиной, замазкой или просто грязью, (домик, вымазанный снаружи грязью, птицы заселяют охотнее) . Вход в домик для синиц, мухоловок делают очень маленьким – диаметром 3 см (чтобы в него не залез воробей) . Очень важно правильно развесить гнездовья: домики, запрокинутые назад, птицы не занимают - им трудно оттуда выбраться: чтобы кошка не могла добраться до гнездовья, под ним не должно быть сучьев.
|
Соблюдая тишину, можно прослушать голоса птиц, определить, кому они принадлежат. Возможно сопровождение загадками, вопросами викторины, стихотворениями.
Станция №2 – Школьный сад
Яблоня – основная плодовая культура, она занимает большую площадь сада. Все виды — хорошие медоносы. Древесина у яблони плотная, крепкая, легко режется и хорошо полируется; пригодна для токарных и столярных изделий, мелких поделок.
Стихотворение «Яблоня»
Зимою спит устало
Под снежным одеялом.
Весною белым цветом,
Как девица одета.
А с наступленьем лета
Подарки дарит детям.
Её плоды сочны, вкусны.
Едят до самой до зимы.
Один бочок – зелёный.
Под солнышком взращенный,
Другой бочок горит огнём
И солнца луч играет в нём.
Задания:
- Назовите сказки, в которых говорится о яблоках
-"Иван-царевич и серый волк" : Был у царя Берендея великолепный сад, в котором росла яблоня с золотыми яблоками. Стал кто-то царский сад посещать, золотые яблоки воровать. И бала это Жар-птица.
- "Крошечка-Хаврошечка": И выросла из них (коровьих косточек) яблонька - да какая! Яблочки на ней висят наливные, листвицы шумят золотые, кто проходит близко - тот заглядывается.
- " Гуси-лебеди": Девочка с братцем опять побежала. А гуси-лебеди воротились, летят навстречу, вот-вот увидят. Что делать? Беда! Стоит яблоня.
- "Иван, вдовий сын": Конь - Ивану ": сбегай в сад. Там в самом дальнем углу есть диковинная яблоня с золотыми скороспелыми яблоками. В один день эта яблоня вырастает, другой день зацветает, а на третий день яблоки поспевают. Возле яблони колодец с живой водой.
- Пушкин А.С. "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях" :
- Назовите сорта яблок в школьном саду
-Антоновка;
-Грабштейн;
-Райка;
-Зайцев нос;
-Налив розовый;
Станция №3 – Пришкольный участок
Задания
- Назвать основные виды овощных культур, выращиваемые на пришкольном участке;
- Назвать блюда, где используются те или иные овощи.
- Отгадать загадки про овощи
Как надела сто рубах,
Захрустела на зубах
(Капуста)
Голова на ножке, в голове горошки
(Горох)
Наши поросятки выросли на грядке,
К солнышку бочком, хвостики крючком
(Кабачок)
Эти поросятки играют с нами в прятки
(Огурцы)
За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь - очень гладкая,
На вкус - как сахар сладкая
(Морковь)
Что без боли и без печали доводит до слез?
(Лук)
Пришел барин с грядки, весь в заплатках,
кто ни взглянет, всяк заплачет
(Лук)
Кругла, а не луна, бела, а не бумага,
с хвостиком, а не мышь
(Репа)
Станция №4 – Плотина бобра
Рассказ учителя.
Домики бобров они похожи на конусообразную кучу набросанных веточек. Нет уж, это не обычная горка хвороста, а целая неприступная крепость, ведь бобры старательно смазывают их между собой илом и глиной. А в «потолке» оставляют небольшое отверстие, чтобы вовнутрь их бобрового домика попадали свежий воздух и свет. Что необычно – вход и выход в свою хатку бобры всегда делают под водой. Так в их домик не проберётся никакой хищник. С хатками всё понятно, но зачем же строить плотину? (для поддержания уровня воды)
Учёные подсчитали: передние зубы-резцы бобра растут очень быстро – полсантиметра в месяц. Потому трудолюбивым лесорубам и приходится постоянно грызть древесину, чтобы сточить их.
Небольшую осину диаметром 5–7 см он без труда спилит за пять минут, а вот с деревцом диаметром около 40 см придётся подольше повозиться – примерно одну ночь.
|
- Почему бобра называют санитаром леса?
А всё из‑за того, что он помогает лес избавлять от поражённых деревьев. Причём этот резчик – ещё тот привереда. Не любит ель и сосну из‑за пахнущей смолы, а вот берёзки, осинки и тополя ему по вкусу. Породы эти помягче, а значит и возиться придётся поменьше. То ли дело дуб, попробуй спились его зубами. Кстати, ствол бобры всегда подрезают в форме песочных часов. А помогают им их очень сильные зубы-резцы.
Станция №5 – Луг
Луга представляют собой обширные территории, покрытые травянистыми многолетниками, преимущественно злаками и осоковыми. Такая растительность способствует увеличению плодородия почвенного слоя, предотвращает его эрозию. Луга обычно встречаются в долинах рек.
Задания:
- Назовите основные представители травянистой растительности на лугу;
- Расскажите о значении луговых трав.
Слово «осока» сродни слову «секу»: жесткими листьями этого растения, унизанными по краям крошечными зубчиками, легко порезать руку. Во-первых, эти растения очень любят влагу, а во-вторых, они отлично переносят холод: корни некоторых осок проникают даже в слой вечной мерзлоты и растут при отрицательных температурах!
Загадка:
На болоте, у пруда
Её вы встретите всегда.
Это не лягушка,
Камыша подружка (осока)
Клевер луговой большинству известен как кормовая культура для всех видов животных. Но далеко не все знают, что растения можно использовать для окрашивания тканей в зеленый цвет, высушенными цветочными головками заправлять супы, молодые стебли и листья добавлять в салат, а в отварном виде употреблять как шпинат. Сухие измельченные листья клевера повышают качество хлеба при выпечке. Применяют его и как суррогат чая. Собирают растение с весны до осени, хранят в сушеном, квашеном и даже маринованном виде.
Стихотворение «Клевер»
Среди трав луговых поутру
Кашки розовой цвет я люблю.
В них роса, как слеза, застывает,
А пчела с них нектар собирает.
Этот клевер растёт для коров,
Молоко выпьешь – будешь здоров.
А я кашку душистую эту,
Наберу для венка и букета.
Станция №6 – Смешанный лес
Взаимоотношениям человека и растения в последнее время уделяется немало внимания. Так, известно, что комнатные растения очень тонко чувствуют настроение человека, реагируют на ласковые слова и другие знаки внимания. Обнимая дерево, человек, как правило, испытывает положительные эмоции, это также позволяет почувствовать единство и гармонию с природой.
Задание:
- Каждому участнику группы выбрать дерево и обнять его, назвать вид;
- Назвать все известные виды растительности в лесу;
- Вспомнить ярусы леса; определить, на каком растительном ярусе обитает данное животное, на каком охотится и т.д;
- Пищевая цепь (привести хотя бы один пример жертвы и один пример хищника);
Экологическая игра “Ищи взаимосвязи”.
Материалы: листики с подготовленными парами терминов (понятий).
Понятия и взаимосвязи: хищник-жертва, воздействие человека на окружающую среду, стабильность экосистемы, кислотный дождь и т.д.
Мотивация: предложите детям разделить на исследовательские пары, которые изучают определенную научную проблему и стремятся первыми её решить. Приведите примеры конкуренции в сфере биологии, физики и других наук.
Задание: выяснить, доказать взаимосвязь между парой предложенных понятий.
Игра: ведущий готовит пары понятий, чётко их пишет и складывает в шапку. Подбирайте эти пары дифференцировано: для младших школьников попроще, для старших - посложнее. Та исследовательская пара, которая первой назовёт взаимосвязь, получит очко, а остальным сообщит свой ответ на “конференции”. Задача может иметь несколько решений. Очень важно, чтобы ведущий после оглашения ответа помог детям уточнить возможные неясности, а если нужно, то ознакомил их со своим решением.
Примеры пар по сложности:
белка-шишка;
лишайник-воздух;
нефтяная авария-гибель птиц;
тепловая электростанция - аллергические заболевания;
чистка зубов - энергия (экономия воды);
гамбургеры - тропические леса (животноводство, скотоводство).
Примечание:
- в конце игры дети могут свой ответ нарисовать;
Станция №7 – Обелиск
Жуков Никандр Прохорович
Родился 29 октября 1890 года. Участник 4 войн, заслуженный учитель БССР. В начале Первой мировой войны Никандр Прохорович был мобилизован в царскую армию и зачислен в рядовые войска 100-го Островского полка. С сентября 1917 г. Н.П. Жуков стал бойцом отряда специального назначения Красной гвардии. С начала Великой Отечественной войны Н.П. Жуков вступил в Красную Армию и был назначен начальником перевязочного отдела армейского санитарного склада. В Ореховской школе Никандр Прохорович работал с 1932 по 1950 годы, получил звание заслуженного учителя БССР, был награжден орденами Ленина и Трудового Красного Знамени.
Обелиск, погибшим в годы войны
В 1966 году на средства колхозников был установлен обелиск в память 101 жителя Ореховно, погибшего в годы войны.
Станция №8 – Усадьба пана Гребницкого с аллеей
В 1840 году был построен усадебный дом в стиле позднего классицизма, который сохранился до нашего времени. В имении Гребницких работали полотняная фабрика, паровая мельница, пивоварня, кузница и конезавод.
Во время Великой Отечественной войны в здании усадьбы размещался госпиталь 2-ой Ушачской партизанской бригады. После войны в здании находилась школа, после её переезда в другое помещение усадебный дом оказался заброшенным.
Сразу за усадьбой находится озеро, вокруг которого в некоторых местах сохранились остатки старинного парка.
Викторина.
А) Узнайте зимующую птицу и расскажите, что вы знаете о ней.
1. Я день-деньской стучу-стучу.
Я врач лесной. Я лес лечу.
2. Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
(В тёплый край я не летаю,
Здесь под крышей обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый ...
3. Окраской - сероватая,
Повадкой - вороватая,
Крикунья хрипловатая -
Известная персона.
Это кто? ...
4. Непоседа птица эта - одного с берёзой цвета.
5. Синяя косынка, тёмненькая спинка
Маленькая птичка. Звать её...
Б) Викторина: “Что ты знаешь о зимующих птицах?”
1. Какая наша птица может двигаться по вертикальному стволу и вверх и вниз головой? (Поползень)
2. Какие птицы двигаются по вертикальному стволу только вверх головой? (Дятел, пищуха)
3. Что птицам страшнее голод или холод зимой? (голод)
4. Какие птицы перекочевывают на зиму к жилью человека? (Синица большая, сорока, ворона, галка)
5. Для какой птицы зимой семена репейника являются любимым кормом? (Для щегла)
6. Какую пользу человеку приносит синица зимой, когда все насекомые спят? (Зимой синицы разыскивают в щелях и скважинах насекомых, яйца, личинки и поедают их)
7. Какие виды воробьев гнездятся у нас? (Домовой и полевой)
8. Название какой зимующей птицы созвучно с названием танца? (Чечетка)
9. Почему тушка мертвого клеста даже в тепле долго не разлагается? (Клесты питаются семенами хвойных деревьев. Все тело их пропитывается смолой. Смола сохраняет тело от тления)
10. Какая птица резко меняет цвет своего оперения? (Куропатка: летом она серая, а зимой белая)
11. Назовите зимующих птиц, на голове которых есть хохол? (Свиристель, чечетка )
12. Какие птицы выводят птенцов в лютый мороз? (Клесты, зимородки)
13. Сколько разных синиц живет в наших местах? (Шесть: большая, гаичка, московка, хохлатка, лазоревка, длиннохвостая)
14. Какие птицы живут у нас только зимой? (Чечетка, свиристель, полярная сова)
15. Чем можно объяснить, что ласточки, стрижи, мухоловки на зиму улетают на юг, а синицы, дятлы и поползни остаются? (Мухоловки, стрижи и ласточки ловят насекомых в воздухе, а осенью насекомые забираются в убежища, то есть становятся для этих птиц недоступными. Синицы, дятлы и поползни приспосабливаются к добыванию насекомых, их личинок, куколок и яиц из зимних убежищ)
16. Какой отряд птиц включает наибольшее число видов? (Воробьиные)
В) Викторина о зимующих птицах.
Вопросы:
1. Какая птица наших мест живет дольше всех?
2. Где зимующие птицы спят? Вороны и галки ночуют стаями, прижавшись друг к другу. Дятлы и синицы спят в дуплах. А где прячутся ночью тетерева и рябчики?
3. Наблюдая из окна за поведением воробьёв, прилетающих на кормушку, дети научились определять, какая погода на улице. Как они это делали?
4. Утки с удовольствием залезают в воду в самый сильный мороз. Почему?
5. Воробей – это вредная или полезная птица?
6. У какой зимующей птицы самый длинный клюв?
7. У какой зимующей птицы самый длинный хвост?
8. Какие птицы строят гнезда в январе?
9. Какую пользу птицы приносят зимой?
Ответы.
1. Ворон живет 100 лет.
2. Тетерева и рябчики прячутся под снегом.
3. В холодную погоду воробьи взъерошенные – так легче сохранять тепло тела.
4. В мороз вода теплее, чем воздух. Поэтому в воде уткам не так холодно.
5. Воробьи, конечно, едят зерно- это вред. Но зато они кормят птенцов гусеницами – это большая польза.
6. Самый длинный клюв у дятла – примерно 15 см.
7. Самый длинный хвост у сороки.
8. В январе строят гнезда клесты.
9. Зимой птицы находят в коре деревьев насекомых и личинки насекомых.
Станция №9 – Пруд
Пруд — искусственный или природный водоём для хранения воды с целью водоснабжения а также для санитарных, противопожарных и спортивных потребностей. Прудами считаются искусственные водоёмы площадью не более 1 км. Пруд, как правило, меньше чем озеро.
В прудах могут обитать животные и растения. В сельской местности пруды создаются с целью орошения, обводнения, разведения рыбы, водоплавающей птицы, а также хранения воды для различных хозяйственных целей, для стирки и купания, для водопоя скота и т. д. В городах и зонах отдыха пруды являются местами рыбной ловли, купания и проведения различных спортивных мероприятий.
Экологическая игра – “Мусор возле пруда”.
Ребятам предлагается представить, что, проходя через пруд, они обнаружили замусоренную поляну. Выдается набор карточек с названиями видов бытовых отходов. Время уборки ограничено. Что необходимо собрать в первую очередь? Игрокам предлагается за 5минут расположить карточки по мере убывания опасности бытовых отходов для природы в той или иной последовательности, в какой группе планируют убирать их от пруда, и обосновать свои решения. Надписи на карточках:
- Пакеты из непрозрачного полиэтилена.
- Металлическая консервная банка.
- Стеклянная бутылка.
- Пластиковая бутылка.
- Бумажные фантики от конфет.
- Гвозди.
- Кожура банана, огрызки яблок.
- Метла из веток.
- Старая футболка.
- Газеты.
- Жестяная банка с остатками машинного масла.
Примеры обоснования ответов: кожура банана, огрызки яблок - естественные отходы, которые при перегнивании обогатят почву, поэтому убирать их стоит в последнюю очередь. А пластиковая бутылка или пакет из полиэтилена будут загрязнять пруд очень долго (для разложения полимеров требуется около 600лет),поэтому собирать их следует в первую очередь и сдавать на перерабатывающее предприятие.
Игра «Слови рыбку»
Все участники экскурсии должны назвать рыб, которые обитают в пруду.
6. Завершение маршрута - экскурсии (рефлексия)
Вот и закончилась наша экскурсия. Ответь, пожалуйста, на несколько вопросов:
- Что интересного ты узнал на экскурсии?
- Что тебе понравилось?
- Что поразило или удивило тебя?
- Что не понравилось?
- Что бы ты предложил организаторам экскурсии?
- Придешь ли ты сюда еще раз? С какой целью?
Приложение 1
КАК СЕБЯ ВЕСТИ НАЕДИНЕ С ПРИРОДОЙ
- Идя по маршруту, никогда не меняйте его трассы.
- Не засоряйте маршруты. Постарайтесь весь мусор (свой и чужой) вынести с тропы. За это природа скажет вам спасибо (во время экскурсии предусмотрено ношение с собой мусорных мешков).
- Не применяйте мыла или синтетических моющих веществ при пользовании природными водоемами. Там тоже есть своя жизнь, и дайте ей возможность развиваться в чистой среде.
- Не рубите деревья и кустарники, даже если они вам кажутся отжившими свой век. Их стволы и корни являются важным звеном среди всех компонентов ландшафта.
- Не заготавливайте “дары природы”, не собирайте лекарственные растения, не рвите цветы. Даже самые невзрачные. Даже для гербария. Пусть они растут и радуют не только вас, но и тех, кто придет после. И тех животных, жизнь которых неразрывно связана именно с этим растением, с этим цветком.
- Берите на память о природе тех мест, что вы посетили, только фотографии.
- Не оставляйте после себя надписи на камнях и деревьях. Такие автографы – нехорошая “память” на долгие времена.
- Ни при каких обстоятельствах и ни при какой погоде не оставляйте после непотушенных костров. Одна маленькая искорка может привести к великой беде.
- С уважением относись ко всем животным, будь то огромный медведь или маленькая ящерка, которые встретятся вам на маршруте. Не стоит пугать их громкими криками и тем более преследовать или ловить. Помните, что это не ваша, а их заповедная территория, и пусть им будет спокойно и безопасно жить на ней.
- По возможности не сходите с тропы: вы можете нечаянно потревожить спрятавшегося в зарослях зверя, спугнуть птицу с гнезда или наступить на какую-нибудь букашку – и тем самым нарушить естественное равновесие экосистеме.
- Идя по тропе или находясь на стоянке, не создавайте лишнего шума, зря не кричите, не включайте магнитофон или радиоприемник. Лучше послушайте сами и дайте возможность другим услышать музыку природы: пение птиц, шелест листвы, журчание ручья.
|
Приложение 2
ИНСТРУКЦИЯ
по организации охраны жизни и здоровья детей
на "Экологической тропе"
1. Общие требования безопасности
1.1. Педагог учреждения обязан:
1.1.1.Знать, что несет личную ответственность за сохранение жизни и
здоровья детей.
1.1.2.Знать содержание инструкции по оказанию первой
медицинской помощи и, при необходимости, уметь оказать такую
помощь детям при ушибах, кровотечениях, отравлениях, вывихах,
переломах, солнечных ударах до прибытия медицинского работника.
1.1.3.Строго соблюдать санитарные правила.
1.1.4.Находиться с детьми и не оставлять детей без присмотра.
1.2. Требования безопасности к оснащению территории:
1.2.1.Оборудование, расположенное на территории "Экологической
тропы" (малые игровые и архитектурные формы, пособия для
экспериментальной и исследовательской деятельности,
физкультурные пособия и др.), должно быть в исправном состоянии:
без острых выступов, углов, гвоздей, шероховатостей и
выступающих болтов.
1.2.2.Лесенки и мостики должны быть устойчивы и иметь прочные
рейки и перила, соответствовать санитарным требованиям.
2. Требования безопасности перед выходом на "Экологическую тропу"
2.1. Учитель обязан:
2.1.1. Провести инструктаж по технике безопасности детей во время проведения экскурсии.
2.1.2.Взть письменное разрешение от родителей, законных представителей об разрешении посещения экологической тропы.
3. Требования безопасности во время нахождения на "Экологической
тропе"
3.1. Педагог учреждения обязан:
3.1.1.Обеспечить комфортные условия пребывания воспитанников на
"Экологической тропе", исключающие психоэмоциональное
напряжение, с использованием занимательного игрового и
развивающего оборудования и материалов.
3.1.2.Обеспечить в целях профилактики травматизма контроль и
непосредственную страховку ребенка во время лазания, спрыгивания
с возвышенности, спортивного оборудования.
3.1.3.Не допускать лазания воспитанников по ограждениям забора,
деревьям.
3.2.Хождение воспитанниками босиком по траве, песку, гравию
разрешается только после осмотра и подтверждения безопасного
состояния территории.
3.3.Проведение игр с песком допускается только при условии ежедневной
перекопки и ошпаривания песка кипятком.
3.4.Во избежание перегрева в жаркое время года дети должны носить
легкие головные уборы.
4. Требования безопасности в чрезвычайных ситуациях
4.1. Педагог учреждения обязан:
4.1.1.При возникновении чрезвычайной ситуации организовать
эвакуацию воспитанников с территории "Экологической тропы" в
безопасное место. Сообщить о случившемся руководителю
учреждения.
4.1.2.При получении воспитанником травмы оказать ему первую
медицинскую помощь до прибытия медицинского работника.
5. Требования безопасности по выходу с территории "Экологической
тропы"
5.1. Педагог учреждения обязан:
5.1.1. Проверить отсутствия мусора после себя
5.1.2.Организовать гигиенические процедуры воспитанников.
разгарнуць » / « згарнуць