ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СЕМИКЛАССНИКОВ
Возрастные особенности 13-14-летних подростков. Специфика развития внимания, памяти, мышления. Половое созревание. Здоровье школьника и его успехи в учёбе.
Цель: познакомить родителей с физиологическими и психологическими особенностями подросткового возраста, осмысленный подход родителей к воспитанию своих детей; достижение позитивных перемен в деле воспитания подрастающего поколения; оказание помощи родителям в общении с подростком
Задачи: побудить родителей задуматься об эмоционально-психологическом состоянии подростка; научить родителей приемам конструктивного общения с детьми; найти пути преодоления подросткового кризиса; выработать новую тактику поведения по отношению к подросткам; предупредить конфликтные ситуации в семье и в школе.
Форма проведения: лекция, беседа
Ход мероприятия
Вступительное слово классного руководителя
Седьмой класс – это время полового созревания и ускорения физического развития. Этот период - время больших возможностей и больших опасностей. Ребенок как бы заново знакомится с собой, что во многом связано с происходящими физическими изменениями, ощущениями собственных новых возможностей.
В седьмом классе возникают первые влечения (часто неосознанные), новые переживания, потребности и интересы. Возникает желание любить и быть любимым, появляется особый новый интерес к этой сфере человеческих отношений.
Наиболее частыми в этот возрастной период являются жалобы родителей на чрезмерное внимание подростков к своей внешности. Нередко именно поведение взрослых, их нежелание понимать закономерность происходящего с их детьми рождает глубокие, серьезные переживания у подростков, создает основу для их конфликтов со взрослыми.
Анкета для родителей:
1.Адекватно ли реагирует ребёнок на Ваши замечания по поводу учёбы и поведения?
А) Да.
Б) Нет.
В) Чаще всего агрессивно
2. Нужен ли Вам совет, как положительно влиять на ребёнка в период его переходного возраста?
А) Да, он необходим.
Б) Нет.
3. Какой вопрос Вы задаёте ребёнку, когда он возвращается из школы?
А) Ты ничего не натворил в школе?
Б) Какие оценки ты получил сегодня?
В) Что было интересного в школе?
4. Считаете ли Вы, что агрессивные нотки в голосе весьма важны при воспитании ребёнка?
А) Нет, это вредит отношениям.
Б) Да, это единственный способ взаимодействия с моим ребёнком.
В) Иногда приходится повышать голос на ребёнка
Проблема внешности – одна из самых важных и болезненных для подростка. И чаще всего он своей внешностью недоволен. Подлинные или мнимые недостатки внешности – неуклюжесть, избыточный вес, слишком короткий или слишком длинный рост, прыщи и т.п. – все это основания для очень тяжелых переживаний подростков. Особенно тяжелы они потому, что им кажется, что так будет всегда – эти недостатки будут сопровождать их теперь всю жизнь.
Внешность – чрезвычайно значимая часть Я – всегда открыта для оценки со стороны окружающих, и подросток постоянно ждет с их стороны отрицательной оценки. С этим связана особая подростковая застенчивость. Сравнение себя с другими – это основной механизм развития самооценки подростка, и в этот период он особенно значим и силен.
Сильные отклонения в физическом развитии от бытующего среди подростков «стандарта» относятся к факторам риска. Такие подростки, подвержены неблагоприятным влияниям у них чаще формируется негативная самооценка, негативная Я-концепция, отмечается большая зависимость от окружения – в формах подчинения ему или бунта против него.
Главная задача взрослых в этот период – сделать так, чтобы подросток понимал, что с ним происходит, и осознанно решал встающие перед ним проблемы. В этом возрасте важно укрепить у ребенка чувство собственного достоинства, самоуважения, развить представление о себе, помочь ему улучшить отношения со сверстниками своего и противоположного пола.
Каковы же основные особенности данного возраста?
Важнейшим содержанием психического развития подростков является развитие самосознания (интерес к собственной личности, выявление своих возможностей и их оценка)
Центральным новообразованием этого возраста является возникновение чувства взрослости
Происходит сознательное усвоение ценностей и норм поведения.
В подростковом возрасте происходит изменение характера познавательной деятельности: появляется способность к более сложному аналитико-синтетическому восприятию предметов и явлений, формируется способность самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать, делать относительно глубокие выводы и обобщения развивается способность к абстрактному мышлению, интенсивное развитие произвольной памяти.
Значимой особенностью мышления подростка является его критичность (у ребёнка появляется своё мнение, которое он демонстрирует как можно чаще, заявляя о себе).
В этом возрасте подросток весьма подражателен, что может привести его к ошибочным и даже к аморальным представлениям и поступкам.
Если хотите, чтобы подростковый возраст прошел без осложнений, следует соблюдать следующие требования:
- У подростка очень хрупкий организм, он может часто болеть, у него обостряются хронические заболевания. Надо помочь организму справиться с перестройкой. Для этого строго следите за соблюдением режима дня. Не позволяйте злоупотреблять острой пищей, пить много кофе, есть много шоколада (это крайне вредно для подростка).
- Подростки много времени проводят в праздности: часами болтают по телефону, смотрят телевизор, круглосуточно слушают громкую музыку. Научите ребенка дорожить своим временем. Норма просмотра телепередач в этом возрасте – 60 минут в день, а для возбудимых детей и того меньше.
- Самое важное для ребенка – общение. Разговаривайте с ним каждый день, обсуждайте, что интересного произошло в течение дня. Не выпытывайте у него информацию, лучше организуйте диалог, расскажите о своих проблемах, таким образом, подавая ребенку пример самораскрытия. Чаще обсуждайте с ним разные вопросы семейной жизни.
- Старайтесь не ругать подростка в случае неудачи. Помогите ему разобраться в причинах случившегося.
- Чаще хвалите ребенка и проявляйте любовь, не забывайте о тактильном контакте (обнимайте, целуйте).
- Учитывая, что главное новообразование возраста – чувство взрослости, расширяя обязанности подростка, не забывайте расширять его права.
- Приучайте подростка к систематическому труду. У него обязательно должны быть обязанности по дому.
- Создайте дома обстановку нетерпимости к курению и употреблению алкоголя, тогда и у ребенка не появятся подобные вредные привычки.
- Обязательно организуйте систематические занятия спортом. Следите за тем, чтобы ребенок посещал уроки физкультуры, помогите ему выбрать спортивную секцию.
- В случае появления у ребенка необычной манеры поведения проанализируйте причины ее появления, при необходимости обратитесь к психологу.
Что происходит в период полового созревания?
Половое созревание - это период перехода от состояния физической незрелости к полному оформлению взрослого организма.
Начинается интенсивное развитие вторичных половых признаков. Период полового созревания длится в среднем около трех лет, от 13 до 15 лет.
Далеко не все изменения, происходящие в период полового созревания, приятны. Обычно в это время подростки начинают придавать большое значение своему внешнему виду. Слишком критическая самооценка вызывает повышенную стыдливость и неуверенность в себе, а иногда даже приводит к депрессии. Появляются трудности в общении с ровесниками.
Период полового созревания проходит у всех по-разному, и это необходимо знать как подросткам, так и родителям. Различия проявляются в том, что некоторые подростки опережают в развитии своих ровесников, чем нередко вызывают их насмешки, иногда довольно жестокие.
В период полового созревания подростки, как правило, ведут себя как дети. Иногда родителям непонятны переживаемые ими страхи. Подростку особенно необходимы внимание и поддержка со стороны взрослых, которые должны рассказать ему о происходящих в его организме физических и психических изменениях. В этом случае у подростка период полового созревания пройдет без потрясений.
Остановимся подробнее на основных задачах развития в этот период:
- формирование нового уровня мышления, логической памяти, избирательного, устойчивого внимания;
- формирование широкого спектра способностей и интересов, выделение круга устойчивых интересов;
- формирование интереса к другому человеку как к личности;
- развитие интереса к себе как к личности, формирование первых навыков самоанализа;
- развитие чувства взрослости;
- развитие чувства собственного достоинства, внутренних критериев самооценки;
- развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников и способов их взаимопонимания;
- развитие моральных чувств, форм сочувствия и сопереживания другим людям;
- формирование представлений о происходящих изменениях, связанных с половым созреванием.
Особенность,
черта характера
|
Положительное проявление
|
Отрицательное проявление
|
Воспитательное воздействие
|
1. Появление чувства взрослости
|
Стремление делать что-то значимое, социально поощряемое
|
Копируются чисто внешние признаки взрослости (курение, употребление алкоголя)
|
Поощрять проявление общественно одобряемых черт взрослости
|
2. Начало "ценностного конфликта"
|
Отстаивание собственного понимания взглядов на мир
|
Обличение взрослых в том, что они сами не следуют нормам, которые провозглашают
|
Соблюдать принципы справедливости, объяснять требования детям
|
3.Новый период в нравственном развитии
|
Становятся значимыми ценности, выходящие за рамки его жизни (справедливость, искренность, свобода, любовь).
|
Ребенку важнее говорить о ценностях, принципах, чем претворять их в жизнь.
|
Взрослые должны отстаивать свою точку зрения, но очень доброжелательно и аргументированно.
|
4.Потребительское отношение к взрослым.
|
Желание проверить равенство прав со взрослыми
|
Расширение своих прав и сужение своих обязанностей
|
Не снижать требований, объясняя их разумность. Но помогать ребенку выполнять эти требования (он должен чувствовать безопасность)
|
5. "Право на родителей"
|
Хотят получить подтверждение того, что их по-прежнему любят
|
Становятся капризными, требовательными, хотят новых проявлений родительской любви
|
Учить детей различию в способах выражения чувств между взрослыми и детьми, чужими и близкими
|
6. Недостаточный опыт общения
|
Ложь, агрессия, замкнутость, вызванные неспособностью объяснить свое поведение
|
Совместный анализ поступков ребенка, выражение понимания
|
7. Развитие самооценки
|
Ребенок начинает ориентироваться на реальные достижения
|
Выявляется группа ребят, не считающих себя способными ни к одному предмету
|
Помочь найти сферу, в которой ребенок будет успешным. Использование "эффекта Розенталя"
|
8. Потребность говорить о себе
|
Отсутствие рефлексии и достаточного словарного запаса, описывающего чувства.
|
Дать возможность говорить о себе, своих удачах и неудачах.
|
9. Учение обретает личностный смысл
|
Формируется интерес к какой-либо деятельности
|
Отсутствие учебной мотивации
|
Создание классов, групп по уровням обучения, по интересам. Занятия научной работой
|
10. Познавательная активность
|
Пик любознательности Формирование устойчивых интересов. Мода на интересы
|
Неустойчивый характер интересов, отрицание того, что их главный труд - учеба
|
Формировать воспитывающую образовательную среду. Окружающие подростка люди должны быть увлеченными, но не насаждать свои интересы детям
|
11. Формирование понятийного мышления
|
Формируется научный язык, умение логически мыслить
|
Непонимание значения самых распространенных слов
|
Давать определение понятий, добиваться полного понимания
|
Возможные нарушения в развития личности в подростковом возрасте
"Аффект неадекватности" – искажение самооценки, при котором человек видит только свои успехи, неудачи не замечаются и не анализируются.
"Дефицит успеха" - ребенок считает успех случайным, не верит в свои силы.
"Задержка развития интеллекта", но возможен "эффект внезапного пробуждения интеллекта" – резко и быстро сформировавшаяся мотивация учения.
Подведение итогов
Об этом возрасте Л.Выготский писал: "Ключом ко всей проблеме психологического развития подростка является проблема интересов в переходном возрасте. Все психологические функции человека на каждой ступени развития действуют не бессистемно, не автоматически и не случайно, а в определенной системе, направляемые сложившимися в подростковом возрасте стремлениями, влечениями, интересами."
В качестве решения беседы я предлагаю Вам памятки для родителей. Желаю Вам успехов и благополучия в Ваших семьях!
Памятка для родителей
1.Будьте особенно внимательны и наблюдательны, обращайте внимание на любые изменения в поведении своего ребёнка.
2.Старайтесь говорить со своим ребёнком открыто и откровенно на самые деликатные темы.
3.Рассказывайте о своих переживаниях в том возрасте, в котором сейчас ваши дети.
4.Постарайтесь делать так, чтобы ваши дети не воспринимали сексуальные отношения как нечто грязное и постыдное. От этого во многом зависит их физиологическое взросление.
5.В период полового созревания мальчикам важна поддержка и одобрение со стороны мам, а девочкам - со стороны пап. 6.Проявляйте ласку к своим детям, демонстрируйте им свою любовь.
7.Старайтесь защитить своего ребёнка всеми возможными средствами, если он в этом нуждается.
Памятка
«Какие способы общения помогают разрешить конфликт»
ü покажите ваши огорчения по поводу возникших противоречий;
ü используйте «активное слушание»;
ü предлагайте ряд решений конфликта, подчёркивайте вашу заинтересованность в решении, выгодном обеим сторонам;
ü не высказывайте никаких негативных оценочных суждений; •ведите разговор с чувством собственного достоинства, будьте спокойны и уверенны в себе;
ü не торопитесь: доброжелательный диалог обеспечит вам выгодное разрешение конфликта.
разгарнуць » / « згарнуць