СЕМЬЯ КАК ПЕРСОНАЛЬНАЯ МИКРОСРЕДА ЖИЗНИ И РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА.
НРАВСТВЕННЫЕ И КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ СЕМЬИ
Особую роль в формировании личности ребенка играет то, насколько удовлетворены его основные потребности — физиологические, потребности любви, безопасности и признания. Если эти потребности удовлетворены в полной мере — ребенок растет без особого труда. Деривация, недостаточное удовлетворение любой из этих потребностей препятствует формированию основных структур личности (чувство собственного достоинства, уверенности в себе и т.д.), которые помогают человеку жить в гармонии с собой и окружающим миром.
Рассмотрим эти потребности последовательно:
- Физиологические потребности (в пище, в сенсорной стимуляции. Когда мать кормит ребенка грудью, она не только обеспечивает нормальное питание его организма, но и «насыщает» его витальностью, жизненной силой, необходимой для преодоления жизненных трудностей. Отсутствие грудного молока, искусственное питание может привести к дефициту жизнестойкости личности.
- Нежные прикосновения, мамины ласки помогают малышу почувствовать себя, познать границы своего тела, которое на протяжении жизни остается опорой для самоосознания.
3. Потребность в безусловной любви. Потребность в родительской любви — поистине жизненно необходимая потребность маленького человеческого существа. Если в первые годы жизни любовь родителей обеспечивает жизнь и безопасность ребенка, то в процессе взросления она выполняет функцию поддержания равновесия внутреннего, эмоционального и психологического мира ребенка. Она заключается в том, чтобы быть для кого-то значимым, занимать определенное место в жизни и сердце этого человека. Это потребность в хорошем и мягком отношении. Это также потребность ребенка в том, чтобы в нем видели его самого, а не кого-то другого, чтобы не сравнивали ни с каким другим ребенком. Проще говоря, это потребность быть в глазах других людей неповторимым и единственным. Любовь и принятие человеком самого себя зависит от того, насколько его любили и принимали в детстве родители.
4. Потребность в безопасности. Дети — хрупкие существа. Они входят в незнакомый мир, сложный и опасный. Пройдут годы, прежде чем они станут взрослыми, найдут и займут свое место в обществе.
Все эти годы они будут чувствовать потребность в защите, спасении от страха и огорчений. Они требуют присутствия родителей, которые не боятся жизни, которые достаточно устойчивы для того, чтобы спокойно принять их страхи, помочь им выразить эти страхи, научиться смотреть в лицо трудностям. Детям нужно чувствовать опору в своих родных.
5. Потребность в уважении или признании. Для того чтобы чувствовать уверенно, чувствовать свою полезность и значимость, ребенку необходимо, чтобы кто-то одобрял его действия, признавал достижения, верил в его возможности.
Важно отметить, что неудовлетворенная в детстве потребность становится основной мотивационной силой взрослой личности. Например, человек, лишенный в детстве контакта с матерью, ее заботы и защиты, постоянно ищет защищенности в окружающем мире: стабильной работе, в семье, в приобретении страховки и т.д. Неопределенные ситуации он переживает слишком болезненно, поскольку они напоминают детскую травму. Он постоянно стремится восполнить дефицит чувства уверенности.
Итак, как было отмечено, представления ребенка о себе формируются в результате взаимодействия со взрослыми, прежде всего значимыми и неравнодушными. Близкое окружение является для ребенка зеркалом, где он видит себя, благодаря которому начинает себя понимать.
Поскольку родители являются авторитетом для ребенка, их мнение особо не подвергается критике, многое из того, что они говорят в адрес ребенка, автоматически становится частью его личности, его представлениями о себе.
Психолого-педагогические факторы развития и воспитания ребенка в семье
На всех этапах развития ребенка в семье оказывают постоянное воздействие различные факторы социальной среды:
1. «Образ мыслей» семь - отражает социально-психологический аспект образа жизни семьи. Образ мыслей семьи во многом определяется условиями жизни. Сформированная со временем способность адаптации целей, установок, ценностных ориентаций семьи к реалиям внешней жизни. Готовность к различного рода жизненным изменениям, профессиональной деятельности обоих супругов.
2. «Образ общения» семьи - отражает социально-психологический аспект образа жизни семьи. Особая межличностная коммуникативность. Открытость семейной коммуникации социальной среде обитания, выраженность собственных семейных интересов. Не формальность отношений между членами семьи. Особая развитость таких механизмов, как эмпатия, идентификация, педагогическая реф-лексия. Особая значимость отношений с родителями.
3. Отношение социальной среды к семье - характеризуется противоречивостью, а порой и неадекватностью реальных притязаний и ожиданий. В одних случаях, у ребенка формируется уверенность в возможности решения сложных жизненных задач, а в других - неуверенность в себе, своих родителях.
4. Традиции нации, народности, места проживания семьи. Традиции семьи, края (места) жительства семьи усваиваются в виде представлений об общечеловеческих ценностях, правилах и нормах поведения.
5. Традиции семьи. Представляя культурное наследие, нормы и правила поведения выступают одним из средств формирования у детей высоких нравственных качеств.
6. Интеллектуальный уровень учащихся школы, группы, класса, в которой учится ребенок - от него во многом зависит успех воспитания, который не определяется в абсолютных величинах, а всегда оценивается с помощью сравнения.
Частные факторы социальной среды:
- Представления родителей об эталоне воспитанной личности.
- Педагогическая культура общения родителей.
-Мотивы рождения ребенка.
-Установки супругов на воспитание детей.
-Уровень притязаний родителей по отношению к ребенку.
Классификация стилей семейного воспитания и их характеристика
Классификация стилей семейного воспитания и их характеристика представлена в таблице:
Стиль воспитания
|
Краткая характеристика
|
Авторитарный
|
Строгая дисциплина, беспрекословное подчинение детей родителям, жесткие правила и ограничения в отношениях. Ребенок не имеет права выбора, не самостоятелен и не умеет нести ответственность
|
Либеральный
|
Практически полное отсутствие каких-либо рамок и границ, незаинтересованность родителей в жизни своих детей, снятие с себя ответственности за их будущее
|
Опекающий
|
Постоянные ограничения в свободе детей родителями, у которых чаще всего присутствуют тревожные намерения и мотивы. Ребенок боится окружающего мира, не уверен в себе, испытывает тревогу и чувство вины
|
Демократический
|
Основа – сотрудничество между детьми и родителями. Взрослые справедливы, сдержанны и последовательны, демонстрируют детям свою любовь и умеют выставлять гибкие границы. Дети учатся быть самостоятельными и ответственными, имеют право выбора и свободу голоса, но в разумных пределах
|
В зависимости от стиля воспитания формируются отношения в семье и личность детей. Наиболее правильным считается демократический стиль, но не каждые родители готовы и умеют договариваться со своими детьми, так как в их детстве у них не было возможности этому научиться. Выращенные в авторитарных или гиперопекаемых семьях, они подсознательно выстраивают такие же отношения с собственными детьми. Диагностика стиля семейного воспитания может быть проведена психологом или педагогом с помочью бесед и специальных тестирований.
Авторитарный стиль воспитания
Этот стиль присущ жестким родителям, которые не считают, что младший член семьи может иметь свое мнение и желания. В семье с авторитарным стилем воспитания обычно есть жесткие правила, за малейшие нарушения которых следует серьезное наказание. Малышу не предоставляется выбор практически ни в чем, его судьба определяется родителями. Взрослые решают все: от того, какие кружки будет посещать их чадо, до того, в какое учебное заведение после школы пойдет.
Примеры фраз, которые часто употребляют авторитарные родители: «потому, что я так сказал», «мал еще свое мнение иметь», «нос еще не дорос свои решения принимать», «мы все для тебя делаем, а ты – неблагодарный», «подрастешь, тогда и будешь высказываться».
Преимущества авторитарного стиля семейного воспитания:
- родители стараются дать детям все самое лучшее – чаще всего это касается материальных благ и успешного места в жизни;
- дети послушны, воспитаны и вежливы;
- практически идеально ведут себя в общественных местах;
- выполняют все просьбы;
- не спорят со взрослыми;
- родителям легко руководить своими детьми, навязывая свое мнение;
- по мнению взрослых членов семьи, детям светит успешное будущее и легкость в достижении целей.
Недостатки авторитарного стиля:
- дети в такой семье не получают любви и ласки в достаточном для них количестве;
- ребенок не умеет принимать собственные решения, привыкая, что всю ответственность за выбор берут на себя другие люди;
- не умеет отказывать, в том числе тогда, когда это необходимо: может пойти с незнакомым человеком, под давлением более взрослой компании попробовать алкоголь или наркотики;
- нерешительность, ощущение своей неважности, подавленность и жизнь в постоянном страхе перед собственными родителями;
- утрата доверия к миру и взрослым.
Каковы последствия для детей
Одно из главных последствий авторитарного стиля возникает в подростковом возрасте. Став более свободным физически, почувствовав поддержку компании, подросток может полностью перестать слушаться родителей, так как они теряют в его глазах весь свой авторитет. Привыкший к насильственным формам воспитания: крику, физическим наказаниям и угрозам, подросток перестает их воспринимать как воздействие на себя. Родители, привыкнув к беспрекословному выполнению их указаний, часто теряются и опускают руки, так как других форм воспитания для себя не представляют, а прежние перестают работать.
В зависимости от индивидуальных особенностей, бывает и другая ситуация: человек на всю жизнь остается под родительским контролем, а после естественной кончины старших родственников продолжает жить по их правилам. Они выбирают за него учебное заведение, работу, супруга, место жительства и прочее. Такой человек не может быть успешным, так как не умеет принимать собственные решения, отстаивать свою точку зрения и противостоять тому, что ему не нравится.
Либеральный стиль воспитания детей
Это стиль семейного воспитания характеризующийся недостатком опеки и контроля над ребенком. В семье спокойные отношения, от малыша ничего не требуют, но нет одной важной части воспитания: правил и границ. По сути, дети делают все, что хотят, не обращая внимания на социальные запреты, а родители практически снимают с себя ответственность за поведение и будущее своего чада.
Преимущества либерального стиля:
- с раннего детства ребенок понимает, что вся ответственность за его поступки – на нем самом;
- младшего члена семьи не загружают домашними делами, не заставляют делать уроки;
- он может проявлять и искать себя сам, никто не заставит его заниматься тем, что не нравится.
Недостатки либерального стиля:
- не в полной мере осознает правила поведения в обществе, поэтому иногда может вести себя достаточно неприлично;
- без ощущения каких-либо психологических границ, человек оказывается не готов к сопротивлению со стороны других людей;
- иногда подросток, воспитывающийся в либеральной семье, оказывается в настоящей опасности, так как родители позволяют ему гулять до поздней ночи и совсем не отслеживают, в какой компании друзей он находится;
- дети с либеральными родителями чувствуют себя неуверенно, так как им кажется, что родители к ним равнодушны;
- низкая школьная успеваемость в связи с незаинтересованностью родителей в учебной жизни чада;
- пытаясь обратить на себя внимание, малыш может прибегать к девиантным элементам поведения: проявлениям агрессии, нанесению урона имуществу или другим людям.
Примеры фраз родителей–либералов: «Я свое уже выучила, а это твоя школа. Учись, как знаешь», «Мне все равно, во сколько ты придешь, главное – меня не разбуди», «Мне не важно, что ты делаешь в школе, пусть только на тебя никто не жалуется».
Каковы последствия
Дети либеральных родителей часто ввязываются в нехорошие компании, так как там они получают порцию необходимого им внимания. Также это связано с ощущением ненужности своим родителям и отсутствием правил в семье.
Подростки из либеральных семей часто до зрелого возраста не могут полностью определиться с желаемой профессией, неуверенны в себе и своих силах, не умеют аргументированно защищать свою точку зрения, так как в их родительской семье это не требовалось. Своих детей обычно воспитывают в том же стиле, так как не представляют, как делать это иначе. Иногда пытаются вести авторитарный стиль, но не всегда могут жестко держать границы, в результате дети быстро перестают слушаться.
Опекающий стиль воспитания
Гиперопекающими родителями становятся обычно очень тревожные люди, которые уверены, что ребенок очень долгое время остается маленьким и неспособным к самостоятельным действиям и решениям. Это детоцентрированные семьи, в которых все устроено так, чтобы малышу было хорошо, даже если это доставляет неудобство взрослым. Самостоятельность ребенка пресекается любыми способами, ему постоянно транслируются установки об опасности и враждебности окружающего мира.
Преимущества гиперопеки:
- спокойный кроха, который не полезет лишний раз на высокую горку и не станет испытывать свойства спичечного коробка;
- он всегда под контролем, не говорит и не делает ничего лишнего;
- первые несколько лет малыш безоговорочно доверяет маме, слушаясь ее при каждом действии.
Недостатки опекающего стиля:
- тревожность, ощущение беспомощности, задержка личностного развития;
- чувство вины за попытки обойти родительские наказы;
- не чувствует, что ему доверяют;
- малыш растет не самостоятельный, ленивый и пассивный;
- недоверие и страх по отношению к миру, так как родители постоянно транслируют информацию об опасностях вокруг.
Примеры фраз гиперопекающих родителей: «Ты еще слишком маленький, дай, я сама», «Ну и что, что все дети катаются с горки? Тебе нельзя, упадешь и расшибешь лоб», «Не трогай кошку, вдруг она блохастая», «Не бегай, а то упадешь».
Каковы последствия для ребенка
Человек, выросший у слишком опекающих родителей, возможно, навсегда останется жить вместе с ними: умение принимать собственные решения не сформировано, мотивация к успешной жизни отсутствует, устраивать собственное будущее – страшно и неохота, брать на себя ответственность на работе – опасно и не хочется, бытовые навыки развиты слабо.
Если же человек сможет отделиться от родителей, то вряд ли он станет успешным. У него низкая самооценка, он не умеет самостоятельно постоять за себя, всего боится и за все тревожится. Таких работников не ценят, а о таких супругах не мечтают.
Авторитетный или демократичный стиль воспитания детей
Этот стиль семейного воспитания считается наиболее здоровым. Здесь все друг к другу доброжелательны, всегда могут рассчитывать на поддержку. Здесь умеют договариваться, слышать и слушать друг друга, проявлять любовь и сочувствовать. Детская самостоятельность и ответственность поощряются, формируется правильное поведение в обществе.
Преимущества демократического стиля воспитания:
- ребенок чувствует любовь и поддержку;
- учится брать на себя ответственность и быть самостоятельным;
- имеет право выбора;
- может принимать решения соответственно возрасту;
- не боится обратиться за помощью к родителям;
- знает правила поведения в обществе;
- четко осознает свои психологические границы и границы других людей;
- умеет ставить цели и достигать их;
- ребенок чувствует себя уважаемым и учится также относиться к другим;
- всегда открыт для новых знаний, умений и ощущений;
- менее подвержен влиянию негативных компаний;
- ребенок имеет адекватную самооценку и уверен в себе и своих силах.
Недостатки демократического стиля:
Здесь лишь один, но очень существенный минус. Демократический стиль воспитания ребенка в семье требует огромного количества любви к своему малышу, терпения, уважения и родительской мудрости. Если самих взрослых воспитывали авторитарно, либерально, хаотично или опекающее, то им придется приложить немало усилий для формирования такого стиля воспитания своих детей.
На что влияет стиль воспитания детей
После изучения стилей семейного воспитания, можно сделать вывод, что они оказывают серьезное влияние на развитие ребенка и формирование его личности. От стиля воспитания зависит, будет ли ребенок самостоятельным, уверенным, успешным, социально ответственным, коммуникабельным. Развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления также зависит от стиля воспитания. Чем больше родители дают ребенку самостоятельности, тем лучше и быстрее он развивается.
У авторитарных и опекающих родителей дети растут удобными и спокойными, но не самостоятельными. У либеральных – свободными, но без ощущения собственной значимости и без понимания своих и чужих границ. В демократической семье у ребенка есть все шансы вырасти успешным человеком, ценным работником и примерным семьянином, так как он уверен в своих силах, умеет договариваться и проявлять любовь к близким.
Стиль семейного воспитания – это система воздействий родителей на детей. Классификации стилей и типов семейного воспитания предполагают 4 вида: авторитарный, либеральный, опекающий и демократичный. Каждый из видов имеет свои особенности, наиболее здоровая личность вырастает при демократичном стиле: ребенок становится самостоятельным, ответственным, умеющим любить и взаимодействовать с обществом.
Суть гармоничного стиля воспитания заключается уже в самом названии. Гармоничный стиль воспитания формирует гармоничный тип личности.
В таких семьях ребенок является всегда желанным, и родители задолго до его рождения размышляют над тем, какого человека они хотят вырастить и воспитать. Ребенок рождается, воспитывается и растет в теплой и дружественной атмосфере. Родители в таких семьях уделяют большое внимание формированию традиций и обычаев своей семьи, которых они строго придерживаются. Необычное празднование дней рождения, сюрпризы и подарки членам семьи, праздничные газеты, концерты и совместные игры — это и многое другое формируют собственную значимость ребенка, его умение жить среди людей.
Дети такого стиля воспитания уже в раннем детстве показывают свою рассудительность и мотивируют свои поступки. Родители требуют от детей осознания своих поступков и действий. Они сами поступают по отношению к ребенку мотивированно и осознанно. Примером этого может служить такая ситуация: ребенку предлагают взрослые конфету. Ребенок берет угощение и пытается щедро поделится ею со взрослым. Как поступает взрослый? Он берет у ребенка предложенное ему угощение и говорит слова благодарности. Почему он это делает? Потому что он не лукавит и не играет с ребенком, а проживает вместе с ним эту ситуацию. В следующий раз ребенок вновь предложит взрослому угощение, взрослый не откажется и поступит совершенно правильно и справедливо. Он не будет лицемерить, вынуждая ребенка сначала предложить ему конфету, а затем возвращая ее ребенку обратно. Это лукавство взрослого по отношению к ребенку в детстве оборачивается слезами взрослого и претензиями к собственному ребенку в старости.
Уже в начальной школе они проявляют чуткость к своим сверстникам и внимательное отношение к просьбам взрослых людей. Характерная особенность этих детей состоит в том, что они всегда говорят правду, а если по каким то причинам хотят ее скрыть, то никогда не проговорятся. Такие дети умеют верно дружить, в общении с друзьями всегда откровенны и правдивы, открыто делятся своими проблемами, не скрывают своих истинных чувств.
Для таких учащихся одинаково значимы уроки физической культуры и умственная нагрузка. На всех уроках они стараются быть активными, проявить себя, привнести в урок что-то новое. Надо отметить, что в связи с этим у таких учащихся уже в начальной школе могут возникать проблемы, связанные с желанием творить. Многие учителя требуют лишь строгого исполнения инструкций, что приводит творческих детей в недоумение и затрудняет их общение с педагогом.
Учеба таких ребят характеризуется высокой исполнительностью и ответственностью. Они не боятся никакой деятельности, сразу определяют, является ли она для них трудной. При этом дети не боятся сказать взрослому о том, справятся они с задачей или нет. Такое отношение к делу не всегда вызывает одобрение взрослого.
У таких учащихся очень развита самооценка на уровне адекватности. Дети не боятся брать слово и держать его. Если они кому-нибудь что-то пообещали, то выполнят обязательно, даже в ущерб себе. Такие ученики часто выбирают себе в друзья ребят с трудной судьбой и положительно на них влияют: Они не пытаются решать конфликтную ситуацию с позиции силы.
Дети гармоничного типа демонстрируют абсолютное бесстрашие перед любой учебной деятельностью. В младшем школьном возрасте они начинают серьезно заниматься самовоспитанием, ведут дневники, описывают свои переживания и изменения в себе. В этом возрасте такие ребята могут нарушать дисциплину, как и все остальные дети, но на все замечания они реагируют разумно и стараются больше не повторять ошибок.
У таких учащихся рано проявляется чувство самоконтроля и волевые качества. Уже на средней ступени обучения нет необходимости их развлекать на уроке, они успешно выполняют как монотонную, так и творческую работу.
Этим ученикам свойственны следующие качества: уравновешенность, непримиримость к недостаткам и безобразным поступкам других людей, правдивость, искренность и вежливость, реальность оценки своих возможностей, самокритичность и настойчивость в достижении цели. Такие учащиеся отличаются послушанием и уступчивостью, ответственностью и самоконтролем, осознанием зависимости каждого человека от других людей.
Классному руководителю, к большому сожалению, не всегда комфортно рядом с такими детьми. Это связано прежде всего с тем, что не все классные руководители и педагоги верят в искренность поступков таких учащихся, они все время находятся настороже, ожидая срыва в поведении таких учащихся.
Не всегда нравится педагогам прямота и простодушие таких учащихся. Они говорят то, что думают, не стараясь приукрасить что-либо в своем рассказе. Для того чтобы быть авторитетным в глазах таких учащихся, необходимо:
- самому взрослому быть примером в своих действиях и поступках;
- вести разговор с ребенком на равных, исключив из обихода угрожающий и приказной тон;
- не противопоставлять ребенка семье и семью ребенку;
- указывать на недостатки ребенка, не унижая его достоинство и не умаляя его заслуги;
- четко определять ближние и дальние перспективы развития личности ребенка, его достижений перед семьей и им самим;
- поддерживать инициативу и творчество ребенка, его стремление к успеху, не возводя его в ранг недосягаемых учеников;
- формировать чувственную сферу, будить чувство прекрасного;
- демонстрировать ученику результаты его продвижений и достижений для самого себя и на благо других людей.
Безусловно, нельзя сказать, что проанализированные стили воспитания ребенка в семье строго регламентированы и ребенок абсолютно соответствует одной из описанных выше характеристик. Однако многое из того, что сказано, поможет классному руководителю построить процесс воспитания и обучения гораздо эффективнее и целесообразнее, избежать ошибок и неудач в воспитательной работе, предугадать ошибки родителей в семейном воспитании и попытаться помочь им в их преодолении.
Вышеперечисленная информация поможет классному руководителю сделать сотрудничество с родителями и детьми интересным и захватывающим, позволит избежать ошибок и просчетов, найти выход из сложных ситуаций в воспитании.
Современная семья и проблемы нравственного воспитания
Во все времена перед обществом стояла проблема нравственности. Меняется общество, меняются условия жизни, технологии, ценности, и перед педагогическим сообществом очередной раз появляется вопрос: в существующих условиях каким образом привить детям нравственно-духовные ценности?
Сегодня на ребенка с самого рождения обрушивается огромный массив информации: СМИ, кино, интернет – все это скорее способствует размыванию нравственных норм, чем их формированию. Эта ситуация заставляет взрослых серьезно задумываться над проблемой нравственного воспитания ребенка.
Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была и будет актуальной. Задача вырастить молодое поколение добрым, честным, трудолюбивым стояла не только перед нашими отцами и дедами, но и во все прежние века и тысячелетия. В педагогической литературе отмечается, что воспитание духовно-нравственных качеств начинается с воспитания любви к родному краю и родной культуре, к родному селу, родным традициям, родному языку. Но как воспитать эти чувства в новых условиях, когда ребенок получает больше информации о зарубежных странах, чем о родном селе или городе, больше слышит не родную литературную речь, а искаженную до неузнаваемости или иностранную через СМИ и интернет, когда средствами массовой информации западные традиции прямо-таки навязываются детям и молодежи.
Главной средой воспитания детей является семья. То, что ребенку дают в семье, он сохраняет в течение всей своей жизни. Большую часть времени ребенок проводит с членами семьи, и в связи с этим именно здесь закладываются основы нравственного воспитания личности ребенка. Семья оказывает сильное воздействие на формирующуюся личность потому, что дети как губка впитывают все то, что близкие люди чувствуют, говорят, делают, ценят и т. д.: как положительное, так и отрицательное. Ученые утверждают, что основы нравственного воспитания закладываются именно в семье в период дошкольного или младшего дошкольного возраста.
Качества, воспитанные в семье, впоследствии проявляются в общественной жизни. Выполнение гражданами правил общественного поведения, их духовно-нравственные качества – это все важно для цивилизованного общества.
Целенаправленная работа по формированию духовно-нравственных качеств детей – совместная задача школы, семьи, общественности. Для учителей начальных классов она – одна из приоритетных. Нами обобщен опыт работы в этом направлении. Далее представлены подборки рекомендаций, советов, приемов, мыслей, высказываний известных людей, которые показали на практике свою эффективность.
- Народная мудрость гласит: три несчастья есть у человека - смерть, старость и плохие дети. Старость – неотвратима, смерть – неумолима; перед этими несчастьями никто не может закрыть дверь своего дома. А от плохих детей дом можно уберечь, как и от огня... Но это возможно только благодаря целенаправленному совместному труду родителей и их детей.
- Воспитать хорошего сына и дочь – сложная педагогическая задача. Кто-то из ученых по этому поводу даже пошутил: педагогика – это наука о воспитании не родных, а чужих детей… В современных условиях, когда многие родители готовы многое вкладывать в счастье своих детей, актуальны слова педагога В. Сухомлинского. Он, обращаясь к родителям, говорил: «Рождение – это еще не создание. Человеческое творчество начинается с того, что вы вкладываете врожденного вами человека свой ум, волю, красоту. С первого же крика вашего ребенка вы встретитесь с его желаниями. Помните древнюю мудрость: если хочешь погубить человека, дай ему все, что он пожелает. Мудро властвовать над желаниями – вот в чем материнская и отцовская мудрость... Ты будешь смотреть на своего ребенка как на единственное в мире, неповторимое чудо. Ты готов будешь отдать ему все, лишь бы сыну твоему было хорошо. Но не забывай, что он должен быть, прежде всего, человеком. А в человеке самое главное – чувство долга перед теми, кто делает тебе добро. За добро, которое ты будешь давать ребенку, он переживет чувство признательности, благодарности лишь тогда, когда он сам будет делать добро для тебя...».
- Каждый родитель желает, чтобы через пару десятилетий его дети стали опорой и защитой для них. Старость человека будет спокойной только в том случае, если он помог своим детям отыскать правильный маяк в жизни, если дети, став взрослыми, будут согласны с народной мудростью: «Если для матери сделаешь яичницу даже в собственной ладони, и тогда будешь у нее в долгу». При правильном воспитании дети ни на миг не должны сомневаются в силе и надежности родительской любви, они должны расти благодарными.
- Чувства доброты, ответственности, порядочности по отношению к другим людям…Как добиться, чтобы золотые крупинки радости, которые родители дарят своим детям, превращались в золотые россыпи для других людей? В. Сухомлинский утверждал: «Ребенок должен понять, что есть три вещи: можно, нельзя и надо. Большую, иногда роковую ошибку допускают те матери и отцы, которые... не умеют правильно чередовать эти три блюда: можно, нельзя и надо.»
- Взрослеющий ребенок должен понимать, что он живет в обществе, среди других людей, поэтому необходимо соблюдать требования, принятые в данном обществе.
- С любви к малому (своей семье, дому, улице, городу) начинается любовь к большому – к Родине. Это чувство не вырастает на пустом месте. Современная, относительно благополучная жизнь, не сильно способствует интересу ребенка к истории страны и народа. Говорите с детьми с малых лет о чувстве долга по отношению к своей стране.
- Не упускайте своих возможностей. Воспитывайте настоящего гражданина. Учите ребенка дорожить честью своей семьи, своего рода и своей страны. Воспитывайте уважение к памяти: вокруг масса примеров, кричащих о тех бедах, которые несет за собой «беспамятство» нации. Очень непросто быть человеком. Много испытаний соблазнов и искушений приходится преодолевать каждому, прежде чем душа освободится от недобрых помыслов. Никто не застрахован от ошибок и поражений на этом пути. Но и сделать что-то достойное, стоя на месте и ничего не предпринимая, тоже нельзя. Каждый человек выбирает свою дорогу к своим звездам. Главное, чтобы другим от этого выбора не было хуже.
- Поспешите домой и по пути поразмышляйте над историей под названием «Ворота сада».Обсудите ее с вашим ребенком сегодня вечером... Пусть задумается...
«...Жил-был юноша с дурным характером. Отец дал ему полный мешок гвоздей и сказал: «Забивай один гвоздь в ворота сада каждый раз, когда потеряешь терпение или поругаешься с кем-либо».
В первый день он забил 37 гвоздей в ворота сада. В последующие дни научился контролировать количество забитых гвоздей, уменьшая его изо дня в день: понял, что проще контролировать себя, чем забивать гвозди.
Наконец, наступил день, когда юноша не забил ни одного гвоздя в ворота сада. Тогда он пришел к отцу и сказал ему эту новость.
Отец сказал юноше: «Вынимай из ворот один гвоздь каждый раз, когда не потеряешь терпения».
Наступил день, когда юноша смог сказать отцу, что вытащил все гвозди.
Отец подвел сына к садовым воротам: «Сын, ты прекрасно себя вел, но посмотри, сколько дырок осталось на воротах! Никогда они уже не будут такими как раньше. Когда ты с кем-то ругаешься и говоришь ему неприятные вещи, ты оставляешь ему раны, как те, что на воротах. Можешь вонзить в человека нож, а потом вытащить его, но всегда останется рана... И будет неважно, сколько раз ты попросишь прощения – рана все равно останется. Рана, принесенная словами, причиняет ту же боль, что и физическая».
- Ребенок задумался? Он хочет знать, какие поступки следует считать плохими и причиняющими боль окружающим? Самое время предложить ему перечень десяти «нельзя», сформулированных В. Сухомлинским. Может, что-то и останется в памяти... Только не забывайте и о своей роли в формировании настоящего человека: путеводным огоньком может стать лишь тот, кто озаряет путь.
- Только при уверенности ребёнка в родительской любви возможно правильное формирование внутреннего мира человека, возможно воспитание нравственного поведения. Задачи педагога – объяснить любящим родителям, что их педагогическая грамотность зависит прежде всего от них самих, от их желания разобраться в сложном и трудном процессе становления и развития личности ребёнка; найти пути и условия формирования нравственности ребёнка.
В заключении хотелось бы обратить внимание на то, что одним из решающих факторов, влияющих на духовно-нравственное воспитание учащихся, является создание комфортной психологической атмосферы равноправия, ненасилия, утверждающей внутренние гуманные отношения взрослого и ребенка. Большая роль в этом отводится учителю и родителям. Прав был Ш. Амонашвили, который сказал: "Учитель сам должен быть личностью, ибо личность может быть воспитана только личностью; он сам должен быть высокогуманным, ибо гуманность можно привить ребенку только добротой души".
Ценности семьи как основа воспитания ребенка
Семейные ценности - это принципы, на которых основывается наша жизнь; они являются стандартами, по которым мы судим, что правильно, а что неправильно. Сейчас во многих семьях не сформированы представления о положительных и отрицательных поступках, так как есть семьи, в которых между родителями нет согласованности - одни и те же поступки вызывают разные, не совпадающие по значению, реакции. Родители не всегда выслушивают мнение детей, отсутствует доверие и уважение между членами семьи. Важен личный пример родителей, совместная деятельность, беседы по душам для передачи детям нравственных, моральных представлений.
Именно в условиях семьи начинается приобщение ребенка к общественной культуре, формируются модели поведения. Воспитание начинается с того, какие отношения строятся родителями в семье. Ребёнок воспитывается не только целенаправленно, но и подсознательно, перенимая привычки и вкусы, пристрастия и предпочтения старших. Родители – это те люди, которые дают ребёнку первые понятия о способах общения. На основе наблюдений за их отношениями у ребёнка складываются определенные правила поведения. Поэтому не умаляйте личный пример: чаще навещайте бабушек и дедушек, звоните им в присутствии ребёнка. И тогда он, став взрослым, не будет забывать о своих постаревших родителях.
Семья дает ощущение преемственности поколений, принадлежность к истории своего рода, порождает идеалы патриотизма. Воспитанию семейных ценностей у детей способствует формирование традиций в семье. Семейные ценности и традиции – это индивидуальная атмосфера дома, состоящая из множества факторов (режим дня, жизненный уклад, семейные обычаи). Хорошо и уютно там, где домочадцы находят время обсудить вопросы семейной жизни. Например, когда за вечерним чаем все члены семьи собираются за одним столом и рассказывают о произошедших за день интересных событиях, планируют то, как провести ближайшие выходные, обговаривают и разбирают совершенные ошибки. Отличной традицией является организация семейных праздников. Семейные ценности и традиции – это основа уклада крепкой и дружной семьи, имеющей будущее, поэтому так важно сохранять семейные традиции, задающие и сохраняющие основные семейные ценности, расширять круг семейных событий и праздников. Важно показать детям значимость семьи в жизни каждого человека, воспитывать у детей любовь и уважение к родительскому дому, семье, своим близким, старшему поколению, сохранять семейные связи.
В семье закладывается фундамент личности растущего человека, и в ней же происходит его развитие и становление как гражданина. Ориентация на семейные ценности является важной частью духовно - нравственного развития и воспитания личности ребёнка. Семья является непреходящей ценностью для развития каждого человека, играет важную роль в жизни государства, в воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса. В материалах стандартов, в нормативных документах, регламентирующих организацию образовательного процесса, встречаются такие понятия как «ориентация на принятие ценностей семьи, нравственных устоев семьи, ответственности перед семьей».
Подрастающее поколение будет таким, какой будет семья. Насколько нравственными, добрыми будут наши дети, зависит нравственное здоровье нашего общества. То, что ребёнок получает в семье, он сохраняет в течение всей жизни. Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика, усвоении детьми вечных ценностей: милосердия, сострадания, любви к родным и близким, в стремлении их к добру и неприятию зла.
разгарнуць » / « згарнуць